Специальные упражнения

Коленно-локтевое положение

  1. Попеременное вытягивание прямой руки.
  2. Попеременное вытягивание прямой ноги.
  3. Поднимание вверх правой руки и левой ноги, то же проделать с левой рукой и правой ногой.
  4. Коснуться локтем поднятой левой руки колена правой ноги, правым локтем колена левой ноги.
  5. Не отрывая локтей от пола, выпрямить ноги, поднять таз. Ходьба в этом положении.

Коленно-кистевое положение

  1. Попеременное вытягивание ног назад, вверх.
  2. Поднимание правой руки вперед вверх и левой ноги назад вверх.
  3. Подтягивание правой ноги вперед, коснуться коленом левой кисти.
  4. Выгибание спины вверх (голова вниз) с последующим прогибанием спины вниз (поднять голову вверх).
  5. Сесть на голени, кисти на месте, произвести движения туловищем вперед («подлезание»), затем вернуться в ИП.
  6. Круговые движения тазом.

Подошвенно-кистевое, подошвенно-локтевое положение

  1. Прогибание туловища вниз.
  2. Приседать с опорой на кисти рук спереди, переставляя поочередно руки вперед, перейти в упор лежа.
  3. Переставляя ступни, приблизить их к кистям.
  4. Сгибая руки в локтевых суставах, перейти в подошвенно-локтевое положение.
  5. Ходьба в подошвенно-кистевом положении.

Помимо описанных упражнений можно применять специальные упражнения со снарядами и на снарядах.

Глава 15. Основы врачебного контроля
11.03.2009
Общие сведения В р а ч е б н ы й к о н т р о л ь — неотъемлемая часть системы здравоохранения, обеспечивающая медицинское наблюдение за занимающимися физкультурой и спортом. Врачебный контроль является практическим разделом спортивной медицины. С п о р т и в н а я м е д и ц и н а — это часть клинической медицины, которая изучает влияние занятий спортом и физической культурой на организм человека. Важнейшей составной частью спортивной медицины является спортивный контроль. В его задачи входит: изучение адаптации к физическим нагрузкам, социальной роли физической культуры как фактора укрепления здоровья всех контингентов населения; участие в управлении тренировочным процессом, рационализации организационно-управленческих форм медицинского обеспечения массово-оздоровительной работы, подготовки юных спортсменов, а также спорта высших достижений, секс- и антидопинговый контроль и др. Спортивная медицина занимается вопросами профилактики, лечения и реабилитации спортсменов. Проникновение идей физического воспитания в медицинскую науку относится к концу XVIII — началу XIX века. Основоположниками проблемы физического воспитания, как средства оздоровления широких масс населения стали П. Ф. Лесгафт и В. В. Гориневский. На современном этапе основы спортивной медицины и врачебного контроля заложили С. П. Летунов и Р. Е. Мотылянская, которые в 50-е и последующие годы возглавляли отдел в Научно-исследовательском институте физкультуры в Москве. Созданные в 50-е годы вра-чебно-сризкультурные диспансеры обеспечивают врачебный контроль в физическом воспитании и являются методическими центрами для лечебно-профилактических учреждений по этим вопросам. 50-е годы знаменуются началом активного участия спортсменов страны в Олимпийских играх. Большой вклад в усовершенствование врачебного контроля в 40-50-е годы внесли В.Е.Васильева, Д.Ф.Дешин, В.К.Добровольский, С. М. Иванов, Г. И. Красносельский, И. А. Крячко и др. В последующие 60-70-е годы и по настоящее время продолжается углубленное развитие различных разделов спортивной медицины, врачебного контроля, на кафедрах медицинских институтов и институтов физкультуры, в научно-исследовательских институтах физкультуры и спорта (В.Ф.Башкиров, Л. А. Бутченко, В. К. Велитченко, Г. Р, Гигинейшвили, Н. Д. Граевская,Н. А. Загорская, В. Л. Карпман, Г. М. Куколевский, Ф.Г.Лапицкий, Л.Н.Марков, Е.А.Пирогова, В.С.Правосудов, С.Б.Тихвинский, С.М.Хрущев, Д. М. Цверава, А. В. Чоговадзе и др.). О с н о в н ы м и з а д а ч а м и работы по, врачебному контролю являются:
  • медицинское обследование всех контингентов населения, занимающихся физкультурой и спортом;
  • диспансеризация спортсменов высокой квалификации и учащихся детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ);
  • медико-педагогические наблюдения за спортсменами на занятиях физкультурой, тренировках и соревнованиях;
  • проведение профилактических, оздоровительных и при показаниях лечебных мероприятий спрртсменов и учащихся ДЮСШ, состоящих на диспансерном учете;
  • санитарно-гигиенический контроль за условиями проведения спортивных занятий;
  • профилактика спортивного травматизма, медицинское обследование учащихся спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • консультация врачей лечебно-профилактических учреждений, тренеров, педагогов и людей, занимающихся физкультурой и спортом;
  • организационно-методическая и научно-практическая работа по вопросам медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом;
  • санитарно-просветительная работа.
В этой работе под руководством врача участвует медицинская сестра. При отсутствии врача фельдшер и медицинская сестра почти всё могут выполнять самостоятельно. Медицинские обследования Медицинские обследования подразделяются на первичные, повторные и дополнительные: при первичном обследовании решают вопрос о допуске к физкультурным и спортивным занятиям; при повторных — оценивают влияние занятий на организм; дополнительное обследование проводят перед участием в соревнованиях, после перерыва в занятиях из-за болезни. Повторные обследования проходят не реже одного раза в год все контингенты учебных заведений, занимающиеся по программе физического воспитания, и спортсмены: стрелки, шахматисты и играющие в городки. Спортсмены командных видов спорта (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и др.) проходят обследование два раза в год. Перед всеми соревнованиями обследуют боксеров, легкоатлетов, борцов, штангистов, пловцов, велосипедистов. К спортивным соревнованиям допускают только после разрешения врача или фельдшера, оформленного в форме индивидуальной справки или заявки о допуске к соревнованиям от спортивной организации, заверенной в медицинском учреждении. Непосредственно перёд соревнованиями по спортивной ходьбе и бегу на дистанцию более 20 км, лыжным гонкам на 50 км и более, многодневным автомото-велогонкам, подводному плаванию необходимо медицинское обследование. Боксеров и борцов следует осматривать во время соревнований ежедневно перед взвешиванием. В спорте высших достижений спортсменам в целях предупреждения перенапряжения проводят биохимические исследования крови, мочи, аппаратные исследования с большой физической нагрузкой. К спорту высших достижений и в ДЮСШ допускают только здоровых людей. Физкультурой могут заниматься все желающие, в зависимости от здоровья и физической подготовки им рекомендуют лечебную гимнастику или различные другие занятия физическими упражнениями. В учебных заведениях для занятий физкультурой учащихся и студентов разделяют на три группы в зависимости от состояния здоровья и физического развития: основную, подготовительную и специальную. О с н о в н у ю группу формируют из лиц без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии или имеющих небольшие отклонения, но не отстающих в физической подготовленности. В этой группе при наличии сколиоза I степени, других небольших нарушениях осанки не разрешают занятия велоспортом, боксом, греблей; при близорукости нельзя заниматься прыжками в воду и на лыжах с трамплина, тяжелой атлетикой, горнолыжным спортом. К п о д г о т о в и т е л ь н о й группе относят учащихся и студентов с отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии без выраженных функциональных нарушений, с недостаточной физической подготовленностью к выполнению программы физического воспитания. Эти учащиеся занимаются в основной группе, но нагрузка при выполнении интенсивных физических упражнений для них снижается, сроки сдачи учебных нормативов удлиняются; они не участвуют в соревнованиях. Для них дополнительно проводят занятия, оздоровительные мероприятия и стремятся подготовить их для перевода в основную группу. С п е ц и а л ь н у ю группу составляют учащиеся со значительными отклонениями в здоровье, физическом развитии, которые не препятствуют их занятиям в учебном заведении, но при которых занятия физкультурой для них противопоказаны. Для них проводят занятия отдельно с учетом их заболевания, или они получают лечебную гимнастику в медицинских учреждениях. При улучшении их здоровья и физической подготовки решают вопрос об их переводе в подготовительную группу. После перенесенных острых заболеваний учащихся временно освобождают от занятий и возобновляют их в сроки, строго индивидуальные, с учетом тяжести заболевания (от одной недели до нескольких месяцев). Функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем Для объективной оценки допустимости различных физических нагрузок у здоровых и больных применяют функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем..Данные проб позволяют определить физическую работоспособность, компенсаторные возможности организма. Функции организма можно оценивать в покое, и результаты сопоставить со стандартными величинами, соответствующими полу, возрасту, массе тела, росту и т.д. Для сердечно-сосудистой системы это следующие показатели:
  • пульс, АД (максимальное, минимальное, пульсовое), ударный и минутный объемы крови, скорость кровотока;
  • данные инструментальных исследований;
  • электрокардиография (ЭКГ), реография и др.
Пульс подсчитывают за 10, 15 или 30 секунд и результат пересчитывают на 1 минуту. У взрослых частота пульса в покое — в пределах 60-80 ударов в минуту. Повышение ЧСС более 100 в минуту называется тахикардией, урежение менее 60 в минуту — брадикардией. Занятия физическими упражнениями у нетренированных людей не должны вызывать учащение пульса более чем на 30 уд./мин. Ориентировочно ЧСС устанавливается путем вычитания из числа 220 числа лет занимающегося. Например, для человека 60 лет максимальная ЧСС составляет 220 - 60 = = 160 уд:/мин. При постепенном увеличении нагрузок частота пульса не должна превышать 60% от максимальной (табл. 19). Таблица 19. Максимально допустимая ЧСС При физических упражнениях
Возраст, лет Моложе 30 30 - 39 40 - 49 50 - 59 60 и старше
ЧСС, уд/мин          

При измерении АД можно вычислить и пульсовое давление. Для этого из величины максимального (систолического) давления вычитают минимальное (диастоническое). Например, если АД — 120/80, то пульсовое: 120 - 80 = 40. У здоровых молодых людей нормальные значения систолического давления — от 100 до 129, диастолического — от 60 до 79 мм рт. ст. У пожилых эти величины выше, у детей и спортсменов — ниже. При оценке показателей АД адекватной следует считать нагрузку, повышающую пульсовое давление в пределах 5-15 мм рт. ст.

Проба Мартинэ. При массовых профилактических осмотрах, этапном контроле занимающихся физкультурой и спорсменов 2-3-го разрядов применяют пробу с 20 приседаниями (проба Мартинэ). В положении сидя на левую руку накладывают манжетку аппарата для измерения АД. Через 1,5-2 мин после наложения манжеты непрерывно считают пульс по 10 с и при повторении одной и той же цифры три раза подряд измеряют АД. После этого не снимают манжету и предлагают выполнить 20 приседаний с выбрасыванием рук вперед за 30 с. Темп приседаний задают метрономом, затем испытуемый садится и ведут подсчет пульса в течение 10 с, после чего измеряют АД. На 2-й минуте вновь считают пульс по 10-секундным отрезкам до троекратного повторения исходной частоты (считают пульс в течение 3 мин восстановительного периода). Затем повторно измеряют АД.

У здоровых людей время восстановления ЧСС и АД до исходных величин — в пределах 3 мин.

Во всех других пробах сердечно-сосудистой системы порядок обследования аналогичен вышеприведенным при пробе Мартинэ.

Пробы с 15-секундным бегом на месте в максимальном темпе (максимальный темп — основное условие пробы). Восстановление до исходных величин — в течение 4 мин.

Проба Котова-Демина заключается в беге на месте в темпе 180 шагов в минуту в течение 3 мин, необходимое условие — высокий подъем коленей и активное движение руками. Восстановительный период — 5 мин.

Любая из вышеназванных проб применяется не только при массовых обследованиях физкультурников, начинающих занятия спортом, но также и в клинике у людей, не занимающихся физкультурой, для оценки функции состояния сердечно-сосудистой системы.

Проба Летунова. Для тренирующихся спортсменов необходима более разносторонняя оценка на основе применения разнонаправленных нагрузок. Наиболее оптимальной для этого является комбинированная проба Летунова, состоящая из трех вышеназванных проб и выполняемая в изложенной последовательности с интервалами 3-4-5 мин. Каждая последующая проба должна выполняться сразу по окончании восстановления после предыдущей пробы.

Эти пробы квалифицируются следующим образом: проба Мартинэ — нагрузочная, 15-секундный бе г— скоростная, 3-минутный бег — на выносливость.

В спортивной и клинической практике для оценки физической работоспособности используют строго дозированные физические нагрузки. Наиболее распространены велоэргометрия и степэргометрия.

Преимущество этих проб перед стандартными заключается в возможности точно дозировать нагрузку и воспроизводить ее. При проведении этих нагрузок подсчитывают пульс, измеряют АД и записывают ЭКГ. Данные этих исследований анализирует врач.


Предложено много вариантов степ-теста. Лучшими являются ступенчатая функциональная проба с физической нагрузкой заданной мощности, предложенная Кардиологическим научным центром Российской академии медицинских наук для больных (табл. 20) и Гарвардский степ-тест для спортсменов.

Таблица 20. Определение нагрузки при степэргометрическом исследовании с применением ступенек разной высоты (количество подъемов на ступеньку в минуту)

Мощность нагрузки, кгм/мин Высота ступеньки, м Масса тела, кг
До 50 51-55 56-60 61-65 66-70 71-75 76-80 81-85 86-90 91- 100 101-120
  0,1                      
  0,2                      
  0,2                      
  0,3                      
  0,3                      
  0,4                      
  0,4                      

Гарвардский степ-тест основан на регистрации ЧСС после дозированной физической нагрузки и,позволяет оценить ход восстановительных процессов. Физическая нагрузка осуществляется восхождением на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 43 см — для женщин. Время восхождения 5 мин, частота подъемов и спусков с переменой ног — 30 раз в минуту. Частоту пульса регистрируют в положении сидя в первые 30 с со 2-4-й минуты восстановительного периода. Результаты тестирования выражают в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ):

где t — время восхождения на ступеньку в заданном темпе (300 с при полностью выполненной пробе); f1, f2, f3—частота пульса за первые 30 с соответственно 2, 3 и 4-й минуты восстановительного периода. Общая нагрузка при выполнении этого степ-теста велика, поэтому пробу можно проводить только у здоровых. Оценка величины индекса представлена на табл. 21.

Таблица 21. Оценка результатов Гарвардского степ-теста

ИГСТ Менее 55 55-64 65-79 80-89 90 и более
Оценка физической тренированности Плохая Ниже средней Средняя Хорошая Отличная

Субмаксимальный тест PWC170 (power working capacity, англ. — физическая работоспособность). Тест рекомендован ВОЗ для определения физической работоспособности спортсменов и физкультурников. Физическая работоспособность в тесте PWC170 выражается величиной мощности нагрузки, которую испытуемый может выполнить при ЧСС, равной 100 уд./мин.

В практике врачебного контроля применяют два варианта проведения теста: на велоэргометре или при восхождении на ступеньку. При проведении теста испытуемый выполняет две нагрузки разной мощности (Wi и Wg): на велоэргометре и восхождении на ступеньку, продолжительностью 5 мин каждая с 3-минутным перерывом. В конце каждой нагрузки определяют ЧСС (f1 и f2). Рекомендуется подсчет пульса регистрировать на электрокардиографе, пульсотахометре. PWCiTO определяют по формуле:

где PWCiTO — мощность физической нагрузки при ЧСС 170 уд./мин; Wi и Wz— мощность 1-й и 2-й нагрузки (Вт или кгм/мин), f1 и f2 — ЧСС в конце 1-й и 2-й нагрузок. У здоровых молодых нетренированных мужчин величина PWCiTO—в пределах 120-180 Вт (в среднем 2,8 Вт/кг), у женщин 75—125 Вт (2,0 Вт/кг). У спортсменов этот показатель выше в два и более раз.

Вышеописанные тесты проводит и анализирует врач.

В практике медицинского контроля и лечебной физкультуры исследуют функцию внешнего дыхания — показатели легочной вентиляции, к которой относятся легочные объемы, сила дыхательных мышц, частота и глубина дыхания. У здоровых людей частота дыхания — 14-18 (вдох и выдох) в минуту. У- спортсменов — 8-16 в минуту, но глубина дыхания у них больше.

Исследования функции внешнего дыхания также проводят врачи. Фельдшеры и медицинские сестры мргут проводить пробу с переменой положения тела (ортостатическая проба) и пробы с задержкой дыхания.

Ортостатическая проба — в положении обследуемого лежа подсчитывают пульс по 15-секундным интервалам и умножают на 4 (это частота пульса в минуту). Измеряют АД. После этого испытуемый медленно встает, и у него, повторно со 2-й минуты, подсчитывают пульс в течение 15с, затем измеряют АД. Реакция считается нормальной при учащении пульса до 12 уд./мин, при учащении до 18 и более — неблагоприятной. Также к неблагоприятным изменениям относят большие колебания АД и снижение пульсового давления.

Пробы с задержкой дыхания: пробу Штанге — время задержки дыхания на вдохе, проводят в положении сидя. Делают глубокий (не максимальный) вдох и по секундомеру регистрируют время задержки дыхания.

У здорового человека это не менее 50-60 с, у спортсменов — до 2-3 мин.

Проба Генчи — время задержки дыхания ria выдохе, испытуемый сидит и после обычного (не максимального) выдоха задерживает дыхание. Время задержки учитывают секундомером. У здоровых оно равно 25-30 с.

Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку

О функциональном состоянии спортсмена судят по типу реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и, в частности, после проведения функциональной пробы.

Известно, что для выполнения сризической нагрузки работающим органам и тканям необходимо большее количество питательных веществ и кислорода, которые доставляются к ним кровью. Больший приток крови обеспечивается усиленной работой сердца (учащается пульс и увеличивается систолическое давление).

Очень, важным в адаптации организма к физическим нагрузкам является расширение просвета функционирующих периферических сосудов и открытие резервных капилляров. При этом сопротивление периферической кровеносной системы падает и как следствие понижается диастолическое давление. Поэтому у здоровых тренированных людей в ответ на функциональную пробу с физической нагрузкой происходит учащение пульса (адекватно нагрузке), увеличение систолического давления, не более 150% от исходного. Диастолическое давление понижается или остается на прежнем уровне; пульсовое давление увеличивается. Этот тип реакции является нормотоническим.

Существует еще четыре типа реакции, которые относят к разряду атипических, позволяющих судить о возможном неблагоприятном функциональном состоянии спортсменов. Гипотонический (астенический) тип реакции наблюдается у лиц с пониженным тонусом сердечно-сосудистой системы, что вызывается различными причинами — переутомлением, перетренированностью, начальной стадией гипертонической болезни, в период выздоровления после перенесенного заболевания и т.д. Адаптация к физической нагрузке осуществляется в основном за счет резкого увеличения числа сердечных сокращений (более 100%, т.е. учащение пульса происходит неадекватно проделанной работе). Систолическое давление повышается незначительно, не меняется или иногда даже понижается. Пульсовое давление понижается.

Гипертонический тип реакции наблюдается у лиц с выраженными вазомоторными изменениями, вызванными.нарушениями в ЦНС или сердечно-сосудистой системе в связи с перетренированностью, перенапряжением, начальной стадией гипертонической болезни и т. д. В результате нарушения вазомоторной деятельности происходит сужение просвета периферических сосудов и как следствие диастол иче-ское давление повышается. Адаптация к физической нагрузке вследствие этого идет за счет резкого повышения систоли-гческого давления и пульса, не адекватного нагрузке.

Дистонический тип реакции характеризуется так называемым симптомом «бесконечного тона». При измерении АД после нагрузки постоянно выслушивается систолический тон с момента его появления до падения ртутного столбика тонометра до 0. Это не означает, что диастолическое давление равно 0. Бесконечный систолический тон объясняется «звучанием» стенок сосудов, когда амплитуда звучания имитирует пульсацию крови. Данный тип реакции встречается у высокотренированных спортсменов с высоким тонусом мышц (тяжелая атлетика, культуризм, борьба и т. д.), а также после проведения спортсменом пробы с максимальной физической нагрузкой. Бесконечный тон, выявляемый после 20 приседаний, свидетельствует о переутомлении. В норме феномен «бесконечного тона» выслушивается у подростков и i юношей, что объясняется физиологическими особенностями организма в данном возрастном периоде.

Ступенчатый тип реакции встречается у спортсменов в состоянии переутомления, перетренировки. При нарушении деятельности ЦНС происходит замедление реакции перераспределения крови к работающим органам и мышцам. В результате этого повышение систолического давления достигает максимального уровня после окончания нагрузки на 3-й минуте восстановительного периода. Адаптация к работе идет за счет учащения пульса непропорционально выполненной нагрузке. Диастолическое давление остается на исходном уровне либо несколько понижается. У людей, не занимающихся спортом, данный тип реакции может указывать на заболевания как сердечно-сосудистой, так и других систем, в частности ЦНС. Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин у здоровых людей не должно превышать 3 мин.

При выявлении атипических типов реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку необходимо врачебное обследование с целью выявления причин их возникновения. Если выявленный тип реакции является следствием заболевания, то проводится соответствующее лечение. Атипические реакции, вызванные неправильным построением тренировочного процесса или нарушением режима тренировки, требуют коррекции тренировки режима вплоть до отстранения от занятий до полной нормализации деятельности всех органов и систем.

Профилактика спортивных травм

Профилактика спортивных травм является важным разделом медицинского контроля. Спортивная травма — это повреждение во время занятий физкультурой и спортом. Причиной спортивных травм являются нарушения режима тренировочного процесса, отсутствие страховки, выполнение сложных упражнений без должной подготовки, нарушение санитарно-технических требований в местах занятий, плохого качества спортивный инвентарь, занятие в состоянии утомления, умышленная грубость партнеров, недисциплинированность.

Спортивные травмы подразделяют на легкие, средней тяжести, тяжелые и со смертельным исходом.

Легкая травма — небольшие ссадины, ушибы, растяжение связок, не требующие прекращения занятий.

Травма средней тяжести — обширные ссадины, сильные ушибы, выраженное растяжение с частичным разрывом связок и мышц, закрытые переломы фаланг пальцев кисти, вызывающие потерю спортивной и общей работоспособности более одного, дня.

Тяжелые спортивные травмы — вывихи, переломы, требующие госпитализации.

Фельдшер, медицинские сестры должны знать особенности регистрации и учета спортивных травм. Легкая травма после оказания помощи регистрируется в журнале. При травме средней тяжести помимо записи в журнале составляют акт о спортивной травме в двух экземплярах за подписью трех человек. Пострадавший передает акт в лечебное учреждение, в котором получает лечение и больничный лист нетрудоспособности со дня получения травмы. Спортивная травма приравнивается к производственной. При тяжелой травме спортсмена направляют в стационар и кроме перечисленных документов посылают извещение во врачебно-физкультурный диспансер.

Все случаи спортивных травм анализируют на тренерском совете с участием врачей в целях выявления и устранения причин, приведших к травме.

Контроль на спортивных базах

Обязательным разделом работы медицинского персонала является контроль на спортивных базах. Необходимо проверять санитарное состояние мест занятий и условия, в которых они проводятся: температуру воздуха, освещение, вентиляцию, чистоту в спортивном зале, подсобных помещениях (туалет, душевые, раздевальные комнаты), состояние снарядов, оборудования, одежды, обуви занимающихся, наличие аптечки и ее укомплектованность. При выявлении нарушений следует добиваться их устранения.

Врачебно-педагогические наблюдения во время занятий проводят совместно с тренером для оценки оздоровительного эффекта. Опрос, визуальные наблюдения, хронометраж занятий с подсчетом пульса до, во время и после занятий помогают определить плотность занятия. При этом учитывают только чистое время, затраченное на упражнения. Например, если на занятиях в течение 45 мин на упражнения приходится 32 мин, то плотность составит

Если плотность занятия у здоровых людей менее 60 %, то оно малоэффективно. При правильно построенном занятии наибольшая частота пульса должна быть в середине занятия.

При выявлении одного из признаков выраженного переутомления занятие следует прекратить. Эти признаки следующие: резкое покраснение или бледность кожи, синюшность губ, страдальческое выражение лица, резко учащенное дыхание, дрожание рук, головокружение, головная боль, боль в правом подреберье, тошнота, иногда рвота.

На соревнованиях медицинская сестра совместно с судьей проверяет состояние мест соревнований, инвентаря, обеспеченность питьевой водой, туалетами, раздевальными комнатами, душем. Контролирует правильность оформления заявок. В заявке должен быть пофамильно указан возраст, квалификация, вид соревнования, заключение врача о допуске. Подпись врача и печать медицинского учреждения должны стоять против фамилии каждого участника и в конце заявки после подписей представителей спортивной организации с указанием общего числа спортсменов и даты. При выявлении нарушений совместно с судьей принять меры по их устранению. Во время соревнований следить за самочувствием спортсменов, принимать меры по профилактике травм, заболеваний, а при необходимости оказать первую помощь. Медицинский персонал должен иметь необходимые медикаменты, инструменты, перевязочный материал.

Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
 
 
Сердце обеспечивает продвижение крови по сосудам. Однако только силы сокращения левого желудочка для этогостаточно, и в процессе кровообращения большая роль принадлежит внесердечным (экстракардиальным) факторам. В яремных и подвздошных венах имеет место отрицательное давление (ниже атмосферного), и кровь по направлению к сердцу движется за счет присасывающей силы грудной полости во время вдоха. Увеличение объема грудной полости при вдохе создает внутри полости большее отрицательное давление, чем в полых венах, и это способствует продвижению крови к сердцу. Кровоток в венах брюшной полости обеспечивает другой важный экстракардиальный фактор — прессорная функция диафрагмы. При сокращении во время вдоха она уплощается и опускается, увеличивая грудную и одновременно уменьшая брюшную полости; при этом повышается внутрибрюшное давление, что обеспечивает продвижение крови к сердцу. При выдохе диафрагма расслабляется и поднимается, соответственно увеличивается объем брюшной полости, давление в ней падает и кровь из нижних конечностей перемещается в нижнюю полую вену. При выполнении пассивных и активных упражнений мышцы сдавливают вены и клапаны вен перемещают кровь по направлению к сердцу. Этот механизм кровотока в венах называют «мышечный насос». При выполнении физических упражнений учащается пульс, повышается АД, увеличивается количество циркулирующей крови и число функционирующих капилляров в скелетных мышцах и в миокарде. Занятия лечебной гимнастикой при заболеваниях сердечносудистой системы, максимально активизируя действие экстракардиальных факторов кровообращения, способствуют нормализации нарушенных функций. ЛФК широко используется при заболеваниях системы кровообращения в остром периоде при выздоровлении и реальнейшем как фактор поддерживающей терапии. П р о т и в о п о к а з а н и я:
  • острая фаза ревматизма, эндо- и миокардита;
  • тяжелые нарушения ритма и проводящей системы сердца;
  • острая сердечная недостаточность (пульс более 104-108 уд./мин, выраженная одышка, отек легких);
  • недостаточность кровообращения III стадии.
ЛФК при инфаркте миокарда Инфаркт миокарда — очаговый или множественный некроз мышцы сердца, обусловленный острой коронарной недостаточностью. Некротизированная ткань в последующем заменяется рубцом. При инфаркте появляются сильные боли в области сердца, учащение пульса, снижение АД, удушье, сонливость. По электрокардиограмме (ЭКГ) определяют локализацию инфаркта, его тяжесть. В первые 3 дня повышается температура тела, появляется лейкоцитоз и повышается СОЭ. В соответствии с классификацией ВОЗ и рекомендациями Кардиологического научного центра РАМН выделяют четыре функциональных класса тяжести состояния больных, перенесших инфаркт миокарда, а также страдающих ишемической болезнью сердца (без инфаркта в анамнезе). I функциональный класс — обычная физическая нагрузка (ходьба, подъем по лестнице) не вызывает болей в сердце; боли могут появляться при больших нагрузках. II функциональный класс — боли возникают при ходьбе, подъеме по лестнице, в холодную погоду, при эмоциональном напряжении, после сна (в первые часы). Двигательная активность больных несколько ограничена. III функциональный класс — боли появляются при обычной ходьбе по ровному месту на расстояние 200-400 м, при подъеме по лестнице на один этаж. Заметно ограничена возможность физической нагрузки. IV функциональный класс — боль возникает при самой небольшой физической нагрузке, т. е. больной не способен выполнять какую-либо физическую работу. Больных с мелко-, крупноочаговым и трансмуральным неосложненным инфарктом относят к I-III классу тяжести. К IV классу относят больных с тяжелыми осложнениями: стенокардией в покое, сердечной недостаточностью, нарушением ритма и проводимости, тромбоэндокардитом. В Кардиологическом научном центре РАМН разработана комплексная программа реабилитации больных с инфарктом на этапе стационарного лечения и совместно с Российским научным центром восстановительного лечения и курортологии (Центральный институт курортологии и физиотерапии — до 1992 г.) — на этапах поликлинического и санаторно-курортного лечения. Физическая реабилитация больных с инфарктом миокар да разделяется на три фазы (этапа): Первый этап — лечение в больнице в остром периоде забо левания до начала клинического выздоровления. Второй этап — послебольничный (реадаптация) в реабилитационном центре, санатории, поликлинике. Период выздоровления начинается с момента выписки из стационара и длится до возвращения к трудовой деятельности. Третий этап — поддерживающий — в кардиологическом диспансере, поликлинике, врачебно-физкультурном дис пансере. В этой фазе продолжается реабилитация и вос станавливается трудоспособность. Первый этап — больничный З а д а ч и ЛФК:
  • предупреждение возможных осложнений, обусловленные ослаблением функций сердца, нарушением свертывающей системы крови, значительным ограничением двигательной активности в связи с постельным режимом (тромб-эмболия, застойная пневмония, атония кишечника, мышечная слабость и др.);
  • улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы воздействием физических упражнений, пре имущественно для тренировки периферического кровооб ращения, тренировки ортостатической устойчивости;
  • восстановление простых двигательных навыков, адаптация к простым бытовым нагрузкам, профилактика гипо и кинезии (гипокинетического синдрома);
  • создание положительных эмоций.
П р о т и в о п о к а з а н и я к назначению ЛФК:
  • острая сердечная недостаточность - частота сердечных сокращений (ЧСС) более 104 уд./мин; выраженная одыш ка, отек легких;
  • шок, аритмии;
  • тяжелый болевой синдром, температура тела выше 38°С;
  • отрицательная динамика показателей ЭКГ.
Ф о р м ы ЛФК. Основная форма — лечебная гимнастика в конце этого этапа — дозированная ходьба, ходьба по лест нице, массаж. При неосложненном течении инфаркта занятия начинают со 2-3-го дня, когда основные признаки острейшего инфаркта стихают. Сроки начала занятий, постепенность увеличения нагрузки строго индивидуальны и зависят от характера инфаркта и выраженности постинфарктной стенокардии. Программа физической реабилитации с учетом класса тяжести и дня болезни на I этапе лечения в больнице представлена в табл. 4. Период пребывания в стационаре условно делят на четыре ступени, которые подразделяются на подступени (а, б, в) для более дифференцированного подхода в выборе нагрузки. Класс тяжести, перевод больного с одной ступени на другую определяет лечащий врач. Программа физической реабилитации больных с инфарктом миокарда в больничную фазу строится с учетом принадлежности больного к одному из 4 классов тяжести состояния. Класс тяжести определяют на 2-3-й день болезни после ликвидации болевого синдрома и таких осложнений, как кардиогенный шок, отек легких, тяжелые аритмии. Эта программа предусматривает назначение больному того или иного характера и объема физических нагрузок бытового характера, тренирующего режима в виде лечебной гимнастики, проведение досуга в разные сроки в зависимости от принадлежности его к тому или иному классу тяжести. Весь период стационарного этапа реабилитации делится на четыре ступени с подразделением характеристики ежедневного уровня нагрузок и обеспечения постепенного их наращивания. Ступень I охватывает период пребывания больного на постельном режиме. Физическая активность в объеме подступени «а» допускается после ликвидации болевого синдрома и тяжелых осложнений острого периода и обычно ограничивается сроком в одни сутки. П о к а з а н и я к переводу больного на подступень «б» (еще в период пребывания больного на постельном режиме):
  • купирование болевого синдрома;
  • ликвидация тяжелых осложнений в 1-2-е сутки заболевания при неосложненном течении.
П р о т и в о п о к а з а н и я к переводу больного на подступень «б»:
  • сохранение приступов стенокардии (до 2-4 в сутки);
  • выраженные признаки недостаточности кровообращения в виде синусовой тахикардии (до 100 и более в минуту);
  • тяжелая одышка в покое или при малейшем движении;
  • большое количество застойных хрипов в легких;
Таблица 4. Программа физической реабилитации больных с инфарктом миокарда в больничную фазу
Ступень активности Бытовые нагрузки Лечебная гимнастика Досуг День начала реабилитации в зависимости от класса тяжести эаболевания
I II III IV
l a Поворот на бок, движения конечностями, пользование -подкладным судном с помощью персонала, умывание лежа на боку; пребывание в постели с приподнятым изголовьем 2-3 раза в день до 10 мин -- Пользование наушниками 1-й 1-й 1-й 1-й
1 б То же + присаживание с помощью сестры на постели, свесив ноги, на 5-10 мин (1-е присаживание под контролем инструктора ЛФК) 2-3 раза в день; бритье, чистка зубов, умывание; дефекация сидя на прикроватном стульчаке Комплекс лечебной гимнастики №1 То же + чтение 2-й 2-й 2-3-й 3-й
II а То же + более двигательное (по 20 мин) сидение на краю кровати, свесив ноги (2-3 раза в день). Принятие пищи сидя. Пересаживание на стул и выполнение того же объема бытовых нагрузок, сидя на стуле Тоже + прием близких родственников, если больной не в блоке интенсивной терапии 3-4-й 5-6-й 6-7-й 7-8-й
но не ранее, чем начнет формироваться коронарный рубец Т на ЭКГ
II б То же + ходьба по палате, прием пищи сидя за столом, мытье ног с посторонней помощью Комплекс лечебной гимнастики № 2 (сидя, индивидуально) Настольные игры, вышивание, рисование за столом и т. д. 4-5-й* 6-7-й* 7-8-й* 9-10-й*
III a Те же бытовые нагрузки, пребывание сидя без ограничений, выход в коридор, пользование общим туалетом, ходьба по коридору от 50 до 200 м в 2-3 приема 6-10-й* 8-13-й** 9-15-й** Инд-но
III б Прогулки по коридору без ограничений, освоение одного пролета, позднее - одного этажа лестницы, полное самообслуживание, принятие душа Комплекс лечебной гимнастики № 3 (сидя и стоя, групповые занятия в «слабой» группе) Настольные игры, вышивание, рисование за столом и т. д. + групповые развлечения. Пользование общим телефоном, прием посетителей 11-15-й* 14-16-й** 16-18-й** Инд-но
IV a То же + выход на прогулку, ходьба в темпе 70-80 шагов в минуту на расстояние 500-600м Комплекс лечебной гимнастики Nt 4 (сидя и стоя, групповые занятия в «сильной» группе) 16-20-й* 17-20-й** 19-21-й** Инд-но
IV б То же + ходьба по улице на расстояние 1-1,5 км в темпе 80-90 шагов в минуту в 2 приема 21-26-й* 21-30-й** 22-32-й** Инд-но
IV в То же + прогулки на улице на расстояние 2-3 км в 2-3 приема в темпе 80-100 шагов в минуту в оптимальном для больного темпе. Велоэргометрия До 30-го 31-45-й** 33-45-й**

Примечание. При переводе больного на каждую следующую ступень активности следует руководствоваться критериями расширения режима: у больных 60 лет и старше или страдавших до настоящего инфаркта миокарда артериальной гипертензией, сахарным диабетом (независимо от возраста):

* указанный срок увеличивается на 2 дня;
** указанный срок увеличивается на 3-4 дня.

  • приступы сердечной астмы или отека легких;
  • сложные тяжелые нарушения ритма, провоцируемые физической нагрузкой или ведущие к нарушению гемодинамики (например, частые пароксизмы тахисистолической формы мерцания предсердий)
  • склонность к развитию коллапса.

С переводом больного на подступень «б» ему назначают Комплекс лечебной гимнастики № 1. Основное назначение этoгo комплекса — борьба с гипокинезией в условиях предписанного больному постельного режима и подготовка его к возможно раннему расширению физической активности. Применение лечебной гимнастики в первые дни инфаркта миокарда играет важную психотерапевтическую роль. Занятия проводит инструктор ЛФК в положении больного лежа Индивидуально с каждым. Сроки назначения лечебной гимнастики и ее объем определяются коллегиально: врачом кардиологом, наблюдающим больного, врачом ЛФК и инструктором. Начало занятий Лечебной гимнастикой предшествует первому присаживанию больного. Собственно подступень «б» предусматривает присоединение к указанной выше активности присаживание в постели, свесив ноги, с помощью сестры на 5-10 мин 2-3 раза в день. Первое присаживание проводят под руководством инструктора ЛФК, который должен разъяснить больному необходимость соблюдения строгой последовательности движений конечностей и туловища при переходе из горизонтального положения в положение сидя, физически помочь больному на этапе подъема верхней части туловища и спуска конечностей, осуществлять динамический клинический контроль реакции больного на данную нагрузку. Лечебная гимнастика обеспечивает постепенное расширение режима двигательной активности больного.

Комплекс лечебной гимнастики № 1 включает в себя легкие упражнения для дистальных отделов конечностей, изометрические напряжения крупных мышечных групп нижних конечностей и туловища, упражнения на расслабление, дыхательные. Темп выполнения упражнений — медленный, Подчинен дыханию больного. Глубину дыхания в первые дни не фиксируют, так как это может вызвать боли в сердце, головокружение и страх при последующем выполнении упражнений. Инструктор при необходимости помогает больному в выполнении упражнений. Каждое движение заканчивается расслаблением работавших мышц. После окончания каждого упражнения предусматривается пауза для расслабления и пассивного отдыха. Общая продолжительность пауз для отдыха составляет 50-30 % от времени, затраченного на все занятие.

Во время занятий следует следить за пульсом больного. При увеличении частоты пульса более чем на 15-20 ударов делают паузу для отдыха. Через 2-3 дня успешного выполнения комплекса и улучшения состояния больного можно рекомендовать повторное выполнение этого комплекса во второй половине дня в сокращенном варианте. Продолжительность занятий — 10-12 мин.

Приводим примерные комплексы лечебной гимнастики для больных с инфарктом миокарда, находящихся на больничном лечении, которые соответствуют программе реабилитации (см. табл. 4).

Комплекс лечебной гимнастики № 1
(ИП — лежа)

  1. Тыльное и подошвенное сгибание стоп. Дыхание произвольное (6-8 раз).
  2. Сгибание и разгибание пальцев кисти рук. Дыхание произвольное (6-8 раз).
  3. Согнуть руки к плечам, локти в сторону — вдох, опустить руки вдоль туловища — выдох (2-3 раза).
  4. Руки вдоль туловища, развернуть ладонями вверх — вдох. Приподнимая руки вперед — вверх, ладони вниз, подтянуться ими к коленям, приподнимая голову, напрягая мышцы туловища, ног — выдох. При первом занятии лечебной гимнастикой в этом упражнении голову приподнимать не следует (2-3 раза).
  5. Сделать 2-3 спокойных вдоха и расслабиться.
  6. Поочередное сгибание ног со скольжением по постели. Дыхание произвольное. Со второго занятия сгибание ног производить как при езде на велосипеде (одна нога сгибается), но не отрывая стопы от постели (4-6 раз).
  7. Руки вдоль туловища, ноги выпрямлены и немного разведены. Повернуть руки ладонями вверх, немного отвести их, одновременно стопы ног повернуть наружу — вдох. Руки повернуть ладонями вниз, стопы ног внутрь — выдох. На 3-4-м занятии движения руками делать так, чтобы чувствовать напряжение в плечевых суставах (4-6 раз).
  8. Ноги, согнутые в коленных суставах, опустить на постель в правую, затем в левую сторону (покачивание колен). Дыхание произвольное (4-6 раз).
  9. Ноги согнуты в коленях. Поднять правую руку вверх — вдох; потянуться правой рукой к левому колену — выдох. Сделать то же левой рукой к правому колену (4-5 раз).
  10. Ноги выпрямить. Отвести правую руку в сторону, повернуть голову в ту же сторону, одновременно отвести левую ногу в сторону на постели— вдох, вернуть их в прежнее положение — выдох. То же сделать левой рукой и правой ногой. Упражнение можно усложнить, сочетая отведение ноги с ее подъемом (3-5 раз).
  11. Спокойное дыхание. Расслабиться.
  12. Согнуть руки в локтевых суставах, пальцы сжать в кулаки, вращение кистей в лучезапястных суставах с одновременным вращением стоп. Дыхание произвольное (8-10 раз).
  13. Ноги согнуты в коленях. Поднять правую ногу вверх, согнуть ее, вернуться в ИП. То же сделать другой ногой. Дыхание произвольное. Упражнение включают в комплекс не ранее чем через 2-3 занятия (4-6 раз).
  14. Ноги выпрямлены и немного разведены, руки вдоль туловища. Правую руку на голову — вдох; коснуться правой рукой противоположного края постели — выдох. То же левой рукой (3-4 раза).
  15. Руки вдоль туловища. Свести ягодицы, одновременно напрягая мышцы ног, расслабить их (4-5 раз). Дыхание произвольное.
  16. На вдох поднять руки вверх, на выдох — опустить их (2-3 раза).

Критерии адекватности данного комплекса лечебной гимнастики: учащение пульса на высоте нагрузки и в первые 3 мин после нее — не более чем на 20 ударов, дыхания — не более чем на 6-9 в минуту, повышение систолического давления — на 20-40 мм рт. ст., диастолического —на 10-12 мм рт. ст. (по сравнению с исходным) или же урежение йульса на 10 уд./мин, снижение АД — не более чем на 10 мм рт. ст.

Возникновение приступа стенокардии, аритмии, резкой Одышки, тахикардии с замедлением возврата к исходной ЧСС, резкие сдвиги АД (в основном его снижение), выраженная слабость и чувство дискомфорта, побледнение кожных покровов, акроцианоз свидетельствуют о неблагоприятной реакции на физическую нагрузку. В этих случаях следует временно приостановить дальнейшую нагрузку.

Ступень II включает объем физической активности больного в период палатного режима — до выхода его в коридор.

На этой ступени активности лечебную гимнастику больной выполняет в прежнем объеме (комплекс лечебной гимнастики № 1), лежа на спине, но число упражнений увеличивается.

При адекватной реакции на данный объем физической активности больного переводят на подступень «б» и ему разрешается ходить вначале вокруг кровати, затем по палате, присаживаться к столу, принимать пищу сидя за столом. Больному назначают комплекс лечебной гимнастики № 2, который цроводят также индивидуально под руководством инструктора. Основное назначение комплекса — предупреждение гиподинамии, щадящая тренировка кардиореспираторной системы, подготовка больного к свободной ходьбе по коридору и подъему по лестнице. Темп выполнения упражнений регулируется инструктором, особенно в первые 2-3 занятия. Комплекс лечебной гимнастики № 2 выполняется в положении лежа — сидя — лежа. Число упражнений, выполняемых сидя, постепенно увеличивается. Движения в дистальных отделах конечностей постепенно заменяются движениями в проксимальных отделах, что вовлекает в работу более крупные группы мышц. В упражнения для ног вводят дополнительные усилия. После каждого изменения положения тела следует пассивный отдых.

Упражнения комплекса № 2 можно рекомендовать больному для самостоятельных занятий в виде утренней гигиенической гимнастики. Продолжительность занятий — 10-15 мин.

Комплекс лечебной гимнастики № 2
ИП — сидя

  1. Прислониться к спинке стула, руки на коленях, не напрягаться. Руки к плечам, локти развести в стороны — вдох, опустить руки на колени — выдох (4-5 раз).
  2. Перекат с пяток на носки с разведением ног в стороны, одновременно сжимать и разжимать пальцы в кулаки (10-15 раз). Дыхание произвольное.
  3. Руки вперед, вверх — вдох, руки опустить через стороны вниз — выдох (2-3 раза).
  4. Скольжение ног по полу вперед и назад, не отрывая стопы от пола (6-8 раз). Дыхание произвольное.
  5. Развести руки в стороны — вдох, руки на колени, наклонить туловище вперед— выдох (3-5 раз).
  6. Сидя на краю стула, отвести в сторону правую руку и левую ногу — вдох. Опустить руку и согнуть ногу — выдох. То же сделать в другую сторону (6-8 раз).
  7. Сидя на стуле, опустить руку вдоль туловища. Поднимая правое плечо вверх, одновременно опустить левое плечо вниз. Затем изменить положение плеч (3-5 раз). Дыхание произвольное.
  8. Развести руки в стороны — вдох, руками подтянуть правое колено к груди и опустить его —выдох. Сделать то же, подтягивая левое колено к груди (4-6 раз).
  9. Сидя на краю стула, руки перевести на пояс. Расслабить туловище, свести локти и плечи вперед, опустить голову на грудь. Делая вдох — выпрямиться, развести локти и плечи, спину прогнуть, голову повернуть вправо. Расслабиться, голову — на грудь. Продолжая делать упражнение, голову повернуть влево — выдох (4-6 раз).
  10. Спокойное дыхание (2-3 раза).

Комплекс лечебной гимнастики № 3 — занятия групповые
ИП — сидя, стоя

  1. Попеременное напряжение мышц рук и ног с последующим их расслаблением (2-3 раза). Дыхание произвольное.
  2. Руки к плечам, локти в сторону — вдох. Руки на колени — выдох (3-4 раза).
  3. Перекат стоп с пятки на носок, одновременно сжимая пальцы в ку-лаки (12-15 раз). Дыхание произвольное.
  4. Скольжение ног по полу с движением рук, как при ходьбе (15-17 раз). Дыхание произвольное.
  5. Правую руку в сторону — вдох. Правой рукой коснуться левой ноги, выпрямляя ее вперед — выдох. Левую руку в сторону — вдох. Левой рукой коснуться правой ноги, выпрямляя ее вперед — выдох (6-8 раз).
  6. Руки на поясе. Повороты туловища вправо и влево (8-10 раз). Дыхание произвольное. Отдых — походить по залу, в движении вы-полнить дыхательные упражнения — поднять руки вверх (вдох), опустить через стороны (выдох).
  7. ИП — сидя на краю стула, пальцы рук соединить в замок. Потянуться руками вверх, прогнуться в поясничном отделе позвоночника (вдох), опустить руки вниз — выдох (6-7 раз).
  8. ИП — то же, что в упражнении 7, но руками опереться на сиденье стула, ноги выпрямить вперед. Попеременные движения прямыми ногами вверх — вниз (6-8 раз). Дыхание произвольное.
  9. ИП — то же. Руки в стороны — вдох, руки вниз — выдох (2-3 раза).
  10. ИП — то же. Руки в стороны — вдох, руками подтянуть правое колено к груди — выдох. Руки в стороны — вдох. Руками подтянуть левое колено к груди — выдох (8-10 раз).
  11. ИП —сидя на краю стула, руки на коленях. Руки вверх —вдох, наклон туловища вперед — выдох (3-4 раза). Отдых—походить по залу.
  12. ИП—сидя на краю стула, прислониться к спинке стула, развести в стороны руки и ноги — вдох. Сесть прямо, ноги согнуть — выдох (4-6 раз).
  13. ИП — сидя на стуле, прислонившись к его спинке. Наклоны в стороны, пытаясь рукой коснуться пола (4-6 раз). Дыхание произвольное.
  14. ИП — сидя на краю стула, правую руку вперед, вверх — вдох. Правую руку назад, вниз с поворотом туловища за рукой, головой проследить за движением руки — выдох. То же в другую сторону (3-4 раза).
  15. ИП — то же. Руки на поясе. Круговые движения ногами по полу, меняя направление движения (8-10 раз). Отдых — походить по залу.
  16. ИП — сидя на стуле, прислонившись к его спинке, руки на поясе, спина расслаблена, круглая, голова опущена. Руки в стороны, прогнуться, отодвинувшись от спинки стула — вдох, вернуться в ИП выдох (3-4 раза).
  17. ИП — сидя, руки на коленях. Наклоны головы вперед, назад, вираво, влево — вращение головы. Повторить 2-3 раза каждую серию движений.
  18. ИП — то же. Руки вперед, вверх — вдох. Руки через стороны вниз — выдох (2-3 раза).
  19. ИП — сидя, руки на коленях, ноги врозь. Спокойное дыхание (2-3 раза).

Комплекс лечебной гимнастики № 4 — занятия групповые
ИП — сидя, стоя

  1. ИП — сидя на стуле. Руки к плечам — вдох, опустить руки вниз — выдох (4-5 раз).
  2. ИП — то же. Перекат стоп с пятки на носок с разведением ног в стороны, одновременно сжимая пальцы в кулаки, выполняя эти движения, сгибать руки поочередно в локтевых суставах (15-20 раз). Дыхание произвольное.
  3. ИП — то же, руки в замок. Руки вверх, ноги выпрямить (вверх не поднимать!) — вдох. Руки ниже, ноги согнуть — выдох (4-5 раз).
  4. ИП — сидя на краю стула. Скольжение ног по полу с движением рук, как при ходьбе (10-12 раз). Дыхание произвольное.
  5. ИП — то же. Потянуться за руками вверх, встать со стула — вдох. Сесть — выдох (6-8 раз). Отдых — походить по залу, в движении выполнить дыхательные упражнения (2-3 раза).
  6. ИП — стоя за спинкой стула, ноги на ширине плеч, руки к плечам. Вращение в плечевых суставах в одну и другую стороны (10-15 раз). Дыхание произвольное.
  7. ИП — то же, руки на поясе. Правую руку вперед, вверх — вдох. Руки назад, вниз (круг руками с поворотом туловища) — выдох (4-6 раз).
  8. ИП — стоя за спинкой стула, ноги шире плеч, руки на спинке стула. Перенос тяжести тела с ноги на ногу, сгибая ноги поочередно в коленях (6-8 раз). Дыхание произвольное.
  9. ИП — стоя боком к спинке стула. Маховые движения ногой вперед-назад (8-10 раз). Дыхание произвольное. Отдых — походить по залу.
  10. ИП — стоя за спинкой стула, руки на спинке стула. Перекат с пятки на носок, прогибаясь и выгибая спину при переходе на пятки, руки не сгибать (8-10 раз). Дыхание произвольное.
  11. ИП — стоя за спинкой стула. Руки вверх — вдох. Наклон вперед, руки на сиденье стула — выдох (6-8 раз).
  12. ИП —стоя спиной к спинке стула на расстоянии полушага. Повороты туловища вправо и влево с касанием руками спинки стула (8-10 раз).
  13. ИП — стоя перед сиденьем стула. Прямую правую ногу положить на сиденье. Руки вверх — вдох. Согнуть ногу в колене, вперед, руки на колено — выдох. То же — другой ногой (6-8 раз). Отдых.
  14. ИП — стоя за спинкой стула, ноги вместе, руки на поясе. Правую ногу отвести в сторону на носок, левую руку вверх — вдох. Наклон в правую сторону — выдох. То же — в другую сторону (6-8 раз).
  15. ИП — то же. Приподняться на носки — вдох. Присесть и выпрямиться — выдох (5-6 раз).
  16. ИП — стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Руки через стороны вверх — вдох. Руки через стороны вниз — выдох (3-4 раза).
  17. ИП — то же, руки на поясе. Вращение туловища по часовой стрелке и против (8-10 раз).
  18. ИП — то же. Свободное отведение рук вправо — влево (6-8 раз). Дыхание произвольное.
  19. ИП — сесть верхом на стул, руки на спинку стула. Поочередное поднимание ног вперед вверх, не наклоняясь назад (6-8 раз). Дыхание произвольное.
  20. ИП — то же. Руки вверх — вдох. Руки положить за спинку стула, расслабить мышцы туловища — выдох (2-3 раза).
  21. ИП — то же. Вращение туловища. Дыхание произвольное. Менять направление движений (4-6 раз). Отдых — походить по залу.
  22. ИП — сидя на краю стула. Руки в стороны — вдох. Подтянуть руками колено к груди — выдох. То же — подтягивая другое колено (6-8 раз).
  23. ИП — то же. Прислониться к спинке стула, развести руки и ноги в стороны — вдох. Сесть прямо — выдох (6-8 раз).
  24. ИП —сидя, руки на коленях. Руки скользят по туловищу — вдох, вернуться в исходное положение — выдох (2-3 раза).
  25. ИП — то же. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад — вращение головы (8-10 раз). Расслабление.

Особое внимание следует обращать на самочувствие больного и его реакцию на нагрузку. При появлении жалоб на неприятные ощущения (боль в груди, одышка, усталость и т. д.) необходимо прекратить или уменьшить нагрузку, сократить число повторений и дополнительно ввести дыхательные упражнения.
У больных I и II классов тяжести допустимо учащение пульса на занятиях до 120 ударов в минуту. Перед выпиской следует определить пороговую мощность работы, которую может выполнить больной.

Второй этап — послебольничный

Период выздоровления наступает с момента выписки из больницы и при неосложненном инфаркте длится два месяца. В первый месяц периода выздоровления наиболее эффективно продолжение реабилитации в кардиологическом санатории, которое апробировано с 1988 г. Больных с неосложненным инфарктом направляют в санаторий при условии удовлетворительного состояния, способных к самообслуживанию, достигших возможности совершать ходьбу до 1 км и подниматься на 1-2 лестничных марша без неприятных ощущений.

Больные поступают в санаторий на 12-17-й день, всего-— через 20-30 дней, т. е. в первый месяц периода выздоровления.

По результатам пробы с физической нагрузкой больных, направляемых в санаторий, подразделяют на три класса:

1-й класс — работоспособность 700 кгм/мин и более,
2-й класс — работоспособность 500-700 кгм/мин,
3-й класс — работоспособность 300-500 кгм/мин.

З а д а ч и ЛФК:

  • восстановление физической работоспособности, устранение остаточных явлений гипокинезии, расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы;
  • увеличение физической активности; подготовка к физическим бытовым и профессиональным нагрузкам.

Противопоказания к назначению ЛФК:

  • недостаточность кровообращения II степени и выше;
  • хроническая Коронарная недостаточность IV функционального класса;
  • тяжелые нарушения ритма сердца и проводимости;
  • рецидивирующее течение инфаркта миокарда;
  • аневризма аорты, аневризма сердца с явлениями сердечной недостаточности.

П р о т и в о п о к а з а н и я к занятиям в кабинете ЛФК поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера:

  • частые приступы стенокардии, стенокардия покоя, нестабильная стенокардия, тяжелые нарушения ритма;
  • недостаточность кровообращения свыше II стадии;
  • стойкая артериальная гипертензия свыше 170/100 мм рт.ст.;
  • сопутствующий сахарный диабет тяжелой формы. Разрешаются занятия лечебной гимнастикой в домашних условиях по облегченному комплексу.

Ф о р м ы ЛФК: лечебная гимнастика, дозированная ходьба, ходьба по лестнице, прогулки, занятия на тренажерах общего действия (велотренажер, беговая дорожка и др.), элементы спортивно-прикладных упражнений и игр по облегченным правилам, трудотерапия, массаж.

Занятия лечебной гимнастикой почти не отличаются от проводившихся в стационаре перед выпиской. Постепенно увеличивают число повторений, ускоряют темп; применяют упражнения у гимнастической стенки, с предметами (гимнастические палки, гантели, надувные мячи).

При сопутствующем астеническом синдроме в раннем постгоспитальном периоде следует ограничивать общую и специальную нагрузку в лечебной гимнастике и в то же время шире использовать упражнения на расслабление.

Процедуры проводят групповым методом, желательно не музыкальным сопровождением. Длительность занятия — 20-30мин.

Основное средство тренировки — ходьба до 3500 м, в темпе 100-110 шагов в минуту. Во время подвижных игр по облегченным правилам необходимо делать паузы для отдыха через каждые 7-15 мин. Частота пульса не должна превышать 110 уд./мин, а у принимающих бетаблокаторы — 100- 105 об уд./мин. Используют естественные факторы природы, воздушные ванны, умеренное солнечное облучение, сон на воздухе.

На втором месяце выздоровления больные находятся дома лод наблюдением в поликлинике. Занимаются ЛФК во врачебно-физкультурном диспансере (ВФД), поликлинике 3-5 раз в неделю или самостоятельно в домашних условиях. При занятиях лечебной гимнастикой, тренировках на;велотренажере, беговой дорожке от 10 до 20 мин в конце месяца оптимальным считают увеличение ЧСС на 20-25 уд./мин, но не более 120 уд./мин. В дополнение к лечебной гимнастике показаны прогулки 2 раза в день на 3-5 км, к концу месяца допустима на 2-3 мин ускоренная ходьба с увеличением ЧСС до 135-145 уд./мин.

Третий этап — поддерживающий

Начинается с 3-4-го мес. от начала заболевания и продолжается в течение всей жизни.

При условии регулярных занятий на предыдущем этапе физическая работоспособность приближается к такой, как у здоровых сверстников,—700-900 кгм/мин.

З а д а ч и ЛФК:

  • поддержание и увеличение физической работоспособности;
  • вторичная профилактика ИБС и повторного инфаркта.

Ф о р м ы ЛФК: физические упражнения аналогичны применяемым у людей с ослабленным здоровьем и сниженной физической работоспособностью. Применяют лечебную гимнастику, ходьбу, подъем по лестнице на 3-5-й этаж 2-3 раза, занятия на тренажерах общего действия, спортивные игры с облегченными правилами, массаж.

Описанные занятия лечебной физкультурой при инфаркте миокарда могут быть использованы при других заболеваниях сердечно-сосудистой системы, но сроки перехода к более повышенным нагрузкам короче.

ЛФК при ишемической болезни сердца

Ишемическая болезнь сердца — распространенное заболевание, которое проявляется стенокардией — болями в области сердца, за грудиной, в левой руке, под левой лопаткой. Б


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow