Музыкальные стили

Тот, кто ежедневно часами пытается заставить орать свою стереофоническую установку все громче и громче, тот одурманивает себя музыкой, подобно пьянице, напивающемся допьяна и одурманивающему себя вод­кой. Музыкальные эксцессы также относятся к небольшим порокам и служат способом бегства от страха. Нужно быть совершенно глухим и слепым, чтобы не рассмат­ривать часами гремящие рок-н-роллы в качестве одурманивающего средства.

Но, с другой стороны, надо быть полностью кастрированным ангелом, чтобы находить свое музы­кальное удовлетворение исключительно в грегорианских песнопениях и хоралах.

Не в направленности стиля, будь то рок-н-ролл или блюз, Моцарт, Вагнер или Бах, но в исключительности и в эксцессах скрываются сигналы для музыкального потребления, которое становится акустическим пороком.

Тот, кто исключительно" и чрезмерно потребляет музыкальный стиль определенного направления, тот старается заглушить страх. Какой вид страха — об этом сигнализирует характер выражения музыки, пред­ставляющий направленность ее стиля.

Каждое направление стиля охватывает ступенчатую иерархию от мало- до высокодифференцированного уровня музыкального выражения. В противоположность механической музыке сельских жителей «Искусство фуги» Баха стоит на уровне высочайшей дифференцированности формы. Однако, несмотря на это, обе музыкальные формы имеют эмоциональное родство с точки зрения уровня их аффективной настроенности.

По предпочитаемому уровню музыкальной формы можно определить степень эмоциональной дифференци­рованности человека. А по направленности стиля можно распознать уровень аффективной настроенности.

Каждое направление музыкального стиля соответст­вует совершенно определенному эмоциональному пове­дению. Поэтому музыка относится к тайному соблаз­нителю при оказывании постоянного воздействия на покупателей в универмагах, при танцах и при петтинге. Поэтому же в направленности музыкальных стилей можно найти сексуальные сигналы.

Страх перед пустотой, перед лишениями и скукой (минус «синий») выражается в виде ажитированности и музыкально находит свое наиболее сильное выражение в рок-н-ролле. Подобную эмоциональную установку передают Вторая венгерская рапсодия Ференца Листа и множество композиций, исполняемых в музыкальном темпе, лежащем между «виваче» и «престо».

Страх перед перераздражением (минус «красный»), защита против возбуждающих, стимулирующих аффек­тов часто с морализующей тенденцией удовлетворяется стилистами музыки с успокаивающей выразительностью, как это осебенно отчетливо звучит в церковных песнопениях. Они мелодично дифференцированы, но без ритмического подчеркивания. Народные песни и песни стиля «кантри» также обладают этим мирно-успокаи­вающим характером. В классике это преимущественно композиции, исполняемые в темпе, лежащим между «ларго» и «адажио».

Страхи перед стесненностью (минус «зеленый») и перед ограничениями и препятствиями, а также потреб­ность в эмансипации нашли свое выражение в песнях протеста. Ритмично подчеркнутые музыкальные стили, которые, однако, могут быть очень свободными с точки зрения такта (как, например, современная электронная шумовая музыка), удовлетворяют потребность в эман­сипации.

Еще не ставшие привычными стилистические разра­ботки отклоняются многими как экстравагантный шум. Для классики отрыв от традиций был каждый раз святотатством и кощунством по отношению к класси­ческому искусству композиции. Именно поэтому музыкальная форма, которая отваживается на робкую

Виваче — (от итал. vivace — живой, полный жизни; яркий; взволнованный, пылкий) музыкальный термин, первоначально предписывающий оживленный, одухотворенный характер исполнения музыки. Со второй половины XIX века обозначает темп более медленный, чем престо, но более быстрый, чем аллегро; престо — (от итал. presto — быстрый, скорый) обозначение быстрого темпа в музыке, более быстрого, чем аллегро; аллегро — (от итал. allegro — веселый, бодрый; радостный; радующий) быстрый темп в музыке (прим. перев.)

Ларго — (от итал. largo — широкий; щедрый, обильный; открытый) темп, более медленный, чем адажио; применяется главным образом при исполнении произведений величавого торжественно-скорбного

характера;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: