Сущность рынка

Рынок - одна из самых распространённых категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики. Рынок возник 6 -

7 тысяч лет назад, развивался и продолжает развиваться в настоящее время. Он есть результат цивилизации. С развитием рынка меняется и представление о нём.

Понятие рынок многогранно. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что зарождался рынок ещё в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами ещё только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определённом месте и в определённое время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определённые места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времён как одно из значений слова.

По мере углубления общественного разделения труда, появления денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли- продажи во времени и в пространстве. В результате рынок уже трактуется как обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения.


Рынок сегодня рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, характерными чертами которого являются свободный выбор партнеров, взаимная выгода, эквивалентность обмена.

В самом популярном на Западе учебнике Макконнелла К.Р. и Брю С.Л.

«Экономикс» рынок трактуется как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

Далее понятие рынок расширяется до понимания его как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, взаимное влияние друг на друга производства и потребления через механизм прямых и обратных связей. Рынок включает уже не только отношения купли-продажи, но и производство, распределение, потребление и т.д. (Как противоположность рынку существует система централизованного планирования и управления экономикой).

Более конкретно рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом, это сфера обмена

(обращения). Обмен может совершаться как непосредственно в форме бартера, так и посредством денег. При этом продавец и покупатель могут встретиться лицом к лицу, и товар передаётся из рук в руки. В других случаях продавец и покупатель при встрече только договариваются о покупке и продаже товара, а сама сделка осуществляется без их присутствия. Но бывает и так, что участники сделки вообще не видят друг друга и общаются только по почте, телефону или с помощью компьютерной связи - и это тоже рынок.

Рынок как экономическая категория - это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами (производителями, потребителями и посредниками).

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают индивидуумы или домохозяйства, фирмы (предприятия), государство.

Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

- самостоятельно принимает решения;

- является собственником какого-либо фактора производства;

- стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.


Фирма - это экономическая единица, которая:

• самостоятельно принимает решения;

• стремится к максимизации прибыли;

• использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Так, индивидуумы обычно являются не только покупателями конечных благ, но и собственниками своей рабочей силы, а нередко и других первичных ресурсов, например, земли. С другой стороны, домохозяйства являются также предприятиями по производству многих конечных благ и услуг (приготовление пищи, строительство дома, ремонт в квартире, работа в саду).

В качестве продавцов и покупателей выступают не только непосредственные производители и непосредственные потребители, но и многочисленные посредники, участвующие в сделках ради получения дохода.

Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступают осязаемые и неосязаемые блага: произведённая продукция, услуги, а также факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами денежные знаки.

Важнейшими характеристиками рынка (параметрами) являются спрос, предложение и рыночная цена. Их соотношение характеризует конъюнктуру рынка.

Каковы же главные отличительные черты рыночной системы

экономических отношений?

Свобода предпринимательства и выбора. Это значит, что каждый человек по своему усмотрению может выбрать любой вид деятельности

(предпринимательство либо наёмный труд), любую отрасль экономики

(промышленность, фондовые операции, земледелие и т. д.) и в любой момент времени прекратить его. Организовав процесс производства в любой допускаемой законом форме, он может по собственному усмотрению строить производственную программу, определять партнёров, поставщиков экономических ресурсов и потенциальных покупателей продукции. В свою очередь потребители (покупатели) свободны в своём


выборе - они могут купить всё, что угодно им, правда, в пределах своих денежных доходов или отказаться от покупки. Следовательно, производители и потребители, продавцы и покупатели имеют равное право на свободу экономического поведения, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Реальная материальная ответственность участников рыночного обмена. Продавцы и покупатели, действуя на рынке, затрачивают собственные средства и рискуют ими.

Связь между хозяйствующими субъектами осуществляется через обмен,

имеющий эквивалентно-возмездную основу.

• Главная движущая сила рыночной экономики - личный интерес. Здесь каждая экономическая единица стремится делать то, что выгодно ей. Производители пытаются получить максимум прибыли, продавцы стремятся продать свой товар подороже, покупатели - купить подешевле. Владельцы материальных ресурсов - продать или сдать их в аренду подороже. Поставщики живой рабочей силы также стремятся получить большее вознаграждение. В рыночной экономике принято полагаться не на чувства людей, а на их рационализм. Участники рыночного обмена не ставят цель содействовать общественной пользе, они преследуют собственную выгоду. Но при этом «невидимая рука» рынка направляет их к цели, которой они совсем не руководствовались в своих действиях. Почему? Потому, что в рыночной экономике достижение собственной выгоды возможно только через удовлетворение потребностей покупателей. Например, фирмы, стремящиеся к получению максимальной прибыли, могут поднять цены на свою продукцию. Но это бесперспективный путь, так как в условиях конкуренции они потеряют своих покупателей и в недалекой перспективе потерпят банкротство. Поэтому увеличить прибыли они смогут, потеснив своих конкурентов. Единственно возможным средством выйти победителем в жесткой рыночной конкуренции - это способность в наилучшей степени удовлетворять запросы потребителей (расширяя объёмы продаж нужной обществу продукции, снижая затраты на её производство и повышая качество) и применять самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции. Эффективное хозяйствование, отвечая частному интересу, одновременно выражает интересы множества покупателей. Рыночный механизм, опираясь на конкуренцию, увязывает личные интересы различных субъектов и приводит к максимизации выгоды общества. Таким образом, личный интерес в условиях конкурентного рынка - это инструмент саморазвития, саморегулирования экономической деятельности, это инструмент, который придает


направленность и упорядоченность функционированию экономики. Концепция «невидимой руки» заключается в том, что силы конкуренции контролируют и направляют мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества, и когда фирмы максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется. Принцип «невидимой руки» был провозглашён Адамом Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) применительно к рынку совершенной конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: