Важнейшие функции рынка

Интегрирующая функция — состоит в соединении сферы производ­ства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного об­мена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворить свои по­требности. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого российского рынка.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сфе­ры экономики, обеспечивает согласование производства и потребле­ния в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и пред­ложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в произ­водстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: что производить?, для кого производить?, как производить? На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал А. Смит, что предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к це­ли, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собст­венные интересы, он часто более действенным способом служит инте­ресам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». Современный рынок регулируется не только «невидимой рукой», но и государством.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими за­тратами и получению достаточной прибыли; стимулировании науч­но-технического прогресса и на его основе — интенсификации произ­водства и эффективности функционирования всей экономики. Вы­полнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут изби­рать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О. Шик), а в результате — падение объ­емов производства и уровня индивидуального материального благосо­стояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выяв­ляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и с какой пользой.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контро­лера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в ка­кой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обо­собленных производителей и потребителей с целью обмена результа­тами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовы­годна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет воз­можность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную ин­формацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Совре­менный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обоб­щенные данные о состоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обра­щения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Сми­том: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...». Экономический интерес продавцов состоит в получении большего до­хода, а покупателя — в удовлетворении потребности с наименьшими за­тратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль — это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1) выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить, с помощью «обратных» первичных связей;

2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбаланси­рованность экономики;

3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эф­фективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4) «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкуренто­способных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Такова сущность рынка. Но проблема рынка гораздо сложнее.

Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одно­временно сложное социально-философское понятие, которое не огра­ничивается только экономической сферой, а включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов.

B экономической литературе выделяют четыре важнейших исто­рических условия возникновения рынка.

Первое условие — общественное разделение труда и специализация.

Общественное разделение труда — это исторический процесс обо­собления, закрепления, видоизменения отдельных видов дея­тельности, который протекает в общественных формах диффе­ренциации и осуществления разнообразных видов трудовой дея­тельности.

В основе экономического развития лежит естественное разделе­ние труда — разделение функций между людьми исходя из половозра­стных, физических, физиологических и других особенностей. После­дующее экономическое развитие породило общественное разделение труда. Известны четыре общественных разделения труда: отделение земледелия от скотоводства; отделение ремесла от сельского хозяйст­ва; выделение посредника-купца, отделение от производства торго­вого капитала; выделение НИОКР (научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ). Помимо такого деления разделения труда различают также профессиональное, межфирменное и внутри­заводское, межотраслевое, межрегиональное и международное раз­деление труда. Различают также разделение труда подетальное и поузловое, т.е. изготовление не готового до конца продукта, а его эле­ментов.

В ходе разделения труда работники, предприятия и их подразделе­ния, отрасли, регионы, страны ориентируются на производство огра­ниченного круга продуктов.

Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией.

Специализация дает производителю немало преимуществ. Это объясняется принципом сравнительного преимущества, т.е. произ­водить продукцию при относительно меньших издержках упущен­ных возможностей. Так, два производителя могут произвести обувь и одежду. Первый за неделю производит две пары обуви и четыре блузки. Второй — три пары обуви и девять блузок. Альтернативная стоимость пары обуви у первого производителя равна двум блузкам, а у второго — трем блузкам. Относительно меньшая альтернативная стоимость (издержки упущенных возможностей) производства обу­ви — у первого производителя. Следовательно, ему нужно специа­лизироваться на производстве обуви, а второму — на производстве блузок.

Второе условие — экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных ре­шений (что производить, как производить, кому продавать произве­денную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллектив­ную собственность (кооперативы, акционерные общества, государст­венные предприятия и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правом собственности, то рынок существо­вать не может.

Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной эконо­мики, которое выражается в объективной необходимости, с одной сто­роны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой — всеобщем обособлении (отграничении) производителей. Именно последнее определяет наличие системы то­варных, рыночных отношений.

Третье условие — разрешение проблемы трансакционных издер­жек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собствен­ности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров.

Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких това­ров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и чет­вертое условие — самостоятельность производителя, свобода пред­принимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позво­ляет сформироваться свободным ценам, которые укажут ориентиры производителям для наиболее эффективных направлений их деятель­ности.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, кото­рыми руководствуются производители и потребители в своей эконо­мической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стер­жень рыночных отношений, ядро рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических зако­нов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д.

На стороне производства выступает предложение, на стороне по­требления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между со­бой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

Важно отметить что рыночный механизм проявляется как меха­низм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном сче­те на пользу потребителей.

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъ­юнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факто­ров.

Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических усло­вий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: