1. Цель курса дисциплины — изучение системы массовых коммуникаций во всем многообразии аспектов их проявления и функционирования, в определении их роли в социальных процессах и их влияния на различные социальные структуры, в выявлении внутренних сущностных и содержательных характеристик системы массовой коммуникации как социального института, выполняющего в обществе одну из главных ролей в процессе управления и формирования общественного мнения как состояния массового сознания.
2. Задачи курса:
♦ расширить и углубить знания, полученные студентами в процессе изучения предыдущих курсов социологии коммуникации, изучением ее такого специфического вида, как массовая коммуникация;
♦ рассмотреть теоретические и методологические основы исследования системы массовой коммуникации как социального явления и социального процесса;
♦ изучить особенности информационного влияния массовой коммуникации на различные социальные структуры;
♦ дать основы анализа субъектно-объектных отношений, существующих в обществе, с целью выработки у студентов навыков аналитического подхода к исследованию различных целей и задач, реа-
|
|
[262]
лизуемых посредством деятельности средств массовых коммуникаций;
♦ познакомить студентов с основными методами исследования системы массовой коммуникации и аудитории как объекта ее воздействия.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускников. Курс читается в седьмом семестре параллельно с курсами «Социология коммуникаций, «Социологические проблемы изучения общественного мнения», «Этносоциология». Курс опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения курсов рекламоведения, социолингвистики, МКСИ, история и теория социологии, связей с общественностью (паблик рилейшнз).
4. Требования к уровню освоения содержания курса. По завершении изучения данного курса студент должен уметь анализировать деятельность системы массовой коммуникации, вычленять в ней основные содержательные и функциональные составляющие, владеть методами, позволяющими вести эмпирические исследования аудитории и системы массовой коммуникации с целью оптимизации ее деятельности.
5. Содержание дисциплины состоит из 6 разделов и 15 тем, которые их раскрывают. Курс дополняется учебно-методическим материалом и рекомендуемым списком основной и дополнительной литературы.
Краткое содержание курса дисциплины