Второй уровень речевого развития

Характерной особенностью этой категории детей является более высокая речевая активность. Общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных в фонетическом и грамматическом оформлении речевых средств.

Понимание речи на этом уровне речевого развития улучшается, появляется различение грамматических форм, хотя это различение еще неустойчиво. В определенных условиях дети различают на слух и дифференцированно понимают формы единственного и множественного числа существительных, глаголов. Имеет место ориентация не только на лексику, но и на морфологические элементы, которые приобретают смыслоразличительное значение. Становится возможным различение на слух и правильное понимание форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, но и эти различения ещё неустойчивы.

В речи детей появляются слова, обозначающие предметы, действия, а нередко и качества. Иногда они пользуются личными местоимениями, изредка предлогами и союзами, качественными прилагательными, наречиями.

Однако объем словарного запаса резко отстает от возрастной нормы:

-- дети не знают многих слов, обозначающих, например, части тела (локоть, плечи, шея…), животных и их детенышей (осел, овца, жираф, щенок, поросенок, жеребенок…), профессии (балерина, артист, летчик…), предметы мебели (раскладушка, скамейка…), посуду (поднос, сахарница…);

-- иногда дети для пояснения некоторых слов используют жесты («телефон» - «алло» и жест приложения руки к уху);

-- названия действия заменяются названием предмета, на который это действие направлено или которым оно совершается, и сопровождается соответствующим жестом («спит» - «кукла» и показ действия, «мыло» - «р уки» и жест намыливания);

-- нередко дети заменяют нужное слово названием сходного другого предмета, при этом добавляют отрицание не («юбка» - «платье не»);

-- дети могут заменять слова другими словами, близкими по смыслу «стирает» -- «моет»);

-- навыками словообразования они практически не владеют.

Вместе с тем в речи имеют место грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций. Связи между словами в предложении ещё грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве морфологических и синтаксических аграмматизмов:

-- часто существительные употребляются в именительном падеже, а глаголы – в форме инфинитива или в форме третьего лица единственного или множественного числа; при этом отсутствует согласование существительного и глагола (С кем ты живешь? – «Мама. Папа. Баба». Что ты делаешь? – «Рисовать».);

-- существительные в косвенных падежах заменяются существительными в именительном падеже (играет с куклой – «играет с кукла»);

- наблюдаются ошибки в согласовании прилагательных с существительными (синяя машина – «синий машина»); числительных с существительными (пять кубиков – «пять кубик»); глаголов и имен существительных в числе (мальчик побежал – «мальчик побежали»), в роде (бабушка дала – «бабушка дал»);

-- в употреблении существительных, прилагательных и глаголов (в прошедшем времени) среднего рода наблюдаются замены, искажения (одно яблоко – «один яблок», красное яблоко – «красный яблок», яблоко упало – «яблок упал»);

-- предлоги употребляются редко, не в соответствии со своим значением, часто опускаются (Мы были в лесу. – «Мы были лес». Мама сидит на диване. – «Мама сидит у дивана».);

-- союзы и частицы употребляются крайне редко.

Фонематическое недоразвитие проявляется в замене и смешении звуков, в неумении выполнять простые формы звукового анализа слогов и слов. Усвоение чтения и письма без специального обучения практически невозможно.

В речи детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Количество нарушенных звуков достигает 16-20, чаще всего это – [ с, с′, з, з′, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, р′, б, б′, д, д′, г, г′, к, к′ ]. Для детей этого уровня развития речи характерны замены твердых согласных мягкими или, наоборот, мягких – твердыми (Таня – «Тана», суп – «сюп»); резкое расхождение между изолированным произношением звуков и их употреблением в речи. Произношение звуков, простых по артикуляции, становится более четким.

Воспроизведение слоговой структуры слова оказывается более доступным. Дети могут правильно воспроизводить контур слова, но звуковой состав слова продолжает оставаться диффузным.

Более или менее правильно передается звуковой состав односложных слов, состоящих из одного закрытого слога без стечения согласных (дом, мак, кот, дуб…), двусложных слов, состоящих из прямых слогов (мама, баба, вата, мята…); вместе с тем в отдельных случаях дети не могут повторить двусложные слова (дыня – «дыя», мухи – «му», «хи»), хотя некоторые звуки, входящие в состав этих слов, изолированно произносятся правильно.

Ярко выраженные затруднения дети испытывают при воспроизведении слоговой структуры слов со стечением согласных:

-- двусложных со стечением согласных в середине слова (ветка – «века», «етка»; сумка – «унк а», санки – «аки», «сани»);

-- двусложных с закрытым слогом и стечением согласных (тюльпан – «тюпан», индюк – «тюк»);

-- односложных со стечением согласных (бинт – «бит»);

-- трехсложных со стечением согласных (улитка – «уика», девочка – «детька»).

Четырехсложные слова, пятисложные и слова более сложной слоговой структуры произносятся детьми настолько искаженно, что становится невозможным определить его лексическое значение (сковорода – «ворокода», паутина – «тиуна»).

В процессе общения дети используют фразовую речь, которая состоит из нераспространенных и малораспространенных предложений. Однако связи между словами в предложении оформлены грамматически неправильно.

Дети могут отвечать на вопросы. С помощью логопеда они могут рассказывать о себе, семье, событиях окружающей жизни. Их рассказы состоят из 2-3 предложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: