Порождение и понимание дискурса. Кодирование/декодирование дискурса.
В теории речевой деятельности различаются два аспекта:
- создание, или порождение дискурса (обдумывание, планирование, говорение, оформление в письменном виде; понимание дискурса (слушание;, восприятие письменного текста, анализ, интерпретация).
а) в устном дискурсе порождение и понимание происходят синхронизированно, а в письменном — нет. При этом скорость письма более чем в 10 раз ниже скорости устной речи, а скорость чтения несколько выше скорости устной речи. В результате при устном дискурсе - явление фрагментации (речь порождается толчками, квантами, интонационными единицами) и обычно совпадают с простыми предикациями, или клаузами (clause). При письменном же дискурсе происходит интеграция предикаций в сложные предложения и прочие синтаксические конструкции и объединения.
б) контакт между говорящим и адресатом – при письменном дискурсе такого контакта обычно нет. Поэтому при устном дискурсе говорящий и адресат вовлекаются в ситуацию, в результате – употребляются местоимения первого и второго лица, эмоции, используются жесты и другие невербальные средства и т.д. При письменном же дискурсе – происходит отстранение говорящего и адресата от описываемой в дискурсе информации, чаще употребляется пассивный залог.
Процесс понимания, на первый взгляд, может следовать стадиям лингвистического анализа: морфология, синтаксис, семантика, прагматика /дискурс, а процесс порождения имеет существенно отличный характер. Понимание осуществляется от формы к содержанию; порождение - противоположный процесс.
Кодирование/Декодирование Семиотики указывают на создание и интерпретацию текстов как на «кодирование» и «декодирование», соответственно (однако это похоже на программирование).