Основы типологии знаковых систем

Мир знаков и знаковых систем (природных и социальных) бесконечноразнообразен; его единство носит характер континуума. Чтобы представить границы мирового семиотического континуума, его свойства и закономерности существования, необходимо рассмотреть в одной системе терминов (понятий) разные классы знаковых систем и знаков, классифицировать их и затем определить взаимоотношения между классами, построив, таким образом, таксономию данной области действительности.

Основные объекты семиотической таксономии — это знаковые системы, а не знаки, поскольку в общесемиотическом континууме знаки характеризуются прежде всего своей принадлежностью той или иной семиотике. В систематизации знаковых систем первостепенное значение имеют три группы свойств (признаков)отдельных семиотик.

A. Физическая (материальная) природа плана выражения знаков, что определяет также и сенсорный канал (сенсорную модальность) их восприятия. По данному основанию различаются пять видов знаков и знаковых систем (по числу основных органов чувств): а) оптические (воспринимаемые зрением); б) слуховые (воспринимаемые слухом); в)знаки, связанные с восприятием запахов (воспринимаемые органом обоняния); г) тактильные знаки (воспринимаемые осязанием); д) знаки, связанные со вкусовыми ощущениями (воспринимаемые органом вкуса).

Б.Генезис знаковых систем; по данному основанию различают три главных рода семиотик: а) природные (биологические, или врожденные) семиотики (это прежде всего «языки» животных, но не только они); б) небиологические (культурные) и при этом естественные семиотики (это этнические языки; поведение, одежда, этикет; религии; искусства); в) искусственные семиотики, т.е. сознательно и целенаправленно созданные людьми (например, математическая символика, географическая карта, дорожные знаки и многое другое).

B. Строение (структура) знаковых систем; по данному основанию, в зависимости от того, сколько иерархических подсистем образуют конкретную семиотику, различают два больших класса семиотик: а) одноуровневые семиотики (например, крики обезьян, дорожные знаки и др.) и б) уровневые (или многоуровневые) семиотики (этнические языки, арабские цифры, большинство искусств и др); подробно о строении знаковых систем.

Онтогенез усвоения важнейших семиотик особью (или индивидом). В континууме разных путей и способов получения или усвоения некоторого знания или умения различают три основные возможности: а) знание (умение) наследуется генетически и, таким образом, является общевидовым и инстинктивным, хотя может проявиться не сразу (например, умение ходить у человека или летать у птицы) и в разной мере (ср.индивидуальные различия в скорости, силе и т.п.тех или иных действий или реакций); б)естественное на учение в ходе социализации молодняка, что происходит во время взросления и неформального (имплицитного) воспитания; в)искусственное (школьное, формальное) научение.

Вопрос о том, является ли «дар языка» врожденным или приобретенным достоянием человека, относится к дискуссионным. Согласно радикальной концепции Ноэма Хомского, язык и некоторые другие фундаментальные «аспекты нашего знания и понимания являются врожденными, они часть нашего биологического наследия, предопределенная генетически, наряду с прочими элементами нашей общей природы, благодаря которым у нас вырастают руки и ноги, а не крылья».

В работах Н.И.Жинкина, А.Р.Лурия, Вяч.Вс.Иванова говорится не о врожденности языка, но о генетически заложенной психофизиологической способности человека усвоить в первые 2 — 3 года жизни язык своего окружения. Ср.: «Мозг ребенка представляет собой "систему, способную к научению", но еще не обладающую никакими содержательными связями»; «...генетически предопределенный специфический механизм усвоения естественного языка в левом полушарии».

Легко видеть, что генезис семиотики и характер ее усвоения в онтогенезе находятся в четком соответствии: биологические языки усваиваются генетически, искусственные — искусственно, а культурные естественные языки — естественным путем, просто «по жизни», или, как еще говорят, «из воздуха». Родной язык ребенок усваивает естественным путем (до школы), однако чтение и письмо требуют формального обучения; уроки родного языка, кроме того, повышают степень языковой и коммуникативной компетенции человека.

Вместе с тем почти для каждого класса культурных семиотик известны и иные, но менее типичные пути их усвоения.

Говоря о путях усвоения семиотик искусств, по-видимому, целесообразно различать разные степени семиотической компетентности разных людей: с одной стороны, авторы-профессионалы, с другой,— неискушенные потребители произведений искусства, так сказать, воскресные посетители Третьяковской галереи или любители музыки, не знающие нот. В современной культуре большинство авторов в той или иной мере проходят искусственное (формальное) обучение своему ремеслу, при том что большинство зрителей, читателей, слушателей «умеют» смотреть кино, получать удовольствие от балетного спектакля, скульптуры или музыки без специального изучения языка соответствующего искусства. Практика показывает, что даже минимальное знакомство подростка с языком искусства повышает его интерес к искусству и удовольствие от его восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: