Научные парадигмы

Развитие науки 2 способами:

1)Постепенное накопление знаний

2) путем революции.

Время от времени перестановка основ науки. 70-е XX Томас Кун предложил понимание науки, как научной революции. Неско-ко состояний развития науки: 1. Развитие «нормальной» науки. Научный фундамент(основопол идеи, выложенные в трудах) Пример: философы определялись в направлении Аристотеля. «Российская грамматика Ломоносова» 1857

2. научный кризис. Это нормальное явл-е для каждой науки. Разрешается тем, что возникает новые идеи, кот охватывают большее число ученых.

3. новая научная парадигма. Новые основы приходят резко, неожиданно. Озарение.

Для парадигмы важно что бы было много ученых,сред-во активного общения и высокая скорость научной коммуникации. Скорость была слишком мало до конца XVII века. Научная парадигма задает новый предмет исследования, выраб-т новые методы, имеет фундамент сложения результатов. Кризис в н. XX века в работе Ф.де Сосюра. Он разделил язык и речь. Создал теорию языка, как знаковой системы (важны отношения между языками)

Возникает структурная парадигма. Эта парадигма решает ряд дочерних положений. Внутри возникают школы. XX век- сильно ерзавитие наук. В сер. XX ощущался кризис. Идея внесения человека в теориюю. Возникает нов парадигма: функциональная. Возникновение исследования языка на основе логики: - логическая парадигма, -когнитивная парадигма (во вт.п. 20 в) Главная ф-ция языка заключ в хранении, переработке и передачи знаний. Как язык работает в знании.

ПАРАДИГМА – в методологии науки – совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Находит свое выражение в научных трудах, научных школах и кружках, учебниках и т.п. определенной группы исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании ценностей науки и объединенных научным этосом с определенными нормативно-ценностными установками.

В лингвистике термин «парадигма» используется для обозначения конструкции, служащей образцом склонения или спряжения изменяющегося слова или системы форм изменяющегося слова.

Употребление термина «парадигма» в методологии науки было закреплено Т.С.Куном. Кун обратил внимание, что история науки не была линейным процессом, а представляла собой смену научных парадигм, которые довольно жестко регламентируют как выбор проблем, так и методы их решения в течение достаточно долгих периодов времени. Так, аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы от классической античности до позднего Средневековья; в течение всего этого периода она задавала понятийный инструментарий и основное направление научного поиска. Физические и математические открытия 16 и 17 вв., связанные с именами Галилея, Декарта и Ньютона, создали ситуацию научной революции, в ходе которой сторонники старой парадигмы столкнулись с приверженцами «новой науки». В 18 в. в качестве парадигмы научного исследования выступала ньютоновская физика, которую в начале 20 в. сменила релятивистская физика с теорией относительности и т.п.

Но когда встал вопрос о том, какова структура парадигмы, то здесь появлялись большие сложности. Куна упрекали, что термин неопределенный и многозначный (насчитывали до 60 разных смыслов его понимания). Кун в 1969-м в постскриптуме ко второму изданию Структуры научных революций (The Structure of Scientific Revolutions, 1962), попытался объяснить структуру парадигмы.

Он выделил метафизические части парадигмы, понимая под этим некие принципиальные видения предмета науки и некоторые философские, мировоззренческие идеи; ценности парадигмы; символические обобщения и «парадигмы как образцы решения задач». И здесь возникали парадоксы. Для него нормальная наука – это когда парадигма устойчива, что позволяет решать конкретные задачи. Ломка парадигмы – это революция. Но если символические обобщения и образцы решения задач внести в состав парадигмы, тогда их изменения будут научной революцией. В качестве примера символического обобщения он приводил закон колебания маятника. А образец решения задачи, например, колебания – это осциллятор. И здесь у Куна возникали парадоксы, поскольку такого типа новое символическое обобщение можно считать научной революцией, – но тогда теряется определенность нормальной науки.

В дальнейшей разработке понятия парадигмы Кун пользовался термином «дисциплинарная матрица».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: