Системный анализ представляет собой многоэтапный итеративный процесс, причем исходным моментом этого процесса является формулировка проблемы в некоторой первоначальной (априорной) форме. Объекты системного анализа - слабоструктурированные проблемы. Они отличаются тем, что:
· обычно ориентированы на решения в будущем;
· проявляют широкий диапазон альтернатив;
· являются внутренне сложными вследствие комбинирования ресурсов, необходимых для их разрешения;
· не полностью определены требования стоимости и их распределения во времени и др.
Как правило, разрешение такого рода проблем требует вложения больших средств и содержит значительные элементы риска. В этой связи крайне важно установить, является рассматриваемая ситуация действительно проблемной
Этап постановки проблемы в целом включает следующие основные шаги. Сначала пытаются получить ответ на вопрос: существует ли проблема? Далее следует наиболее точно сформулировать подлежащую разрешению проблему. Целесообразно рассмотреть и возможные пути развития проблемы (в прошлом и в будущем), внешние связи ее с другими проблемами. Затем осуществляется классификация данной проблемы и ставится вопрос о принципиальной разрешимости проблемы.
|
|
Более детально постановка проблемы предполагает выполнение следующих групп действий[55]
1.Предварительное формулирование проблемы, состоящее из:
· выдвижения центрального вопроса проблемы;
· фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы;
· предположительного описания ожидаемого результата;
2. Построение проблемы, представленное операциями:
· стратификации («расщеплению» проблемы на частные вопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос);
· композиции (группирования и определения последовательности решения частных вопросов, составляющих проблему);
· локализации (ограничения поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя, ограничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения).
3. Оценка проблемы, характеризующаяся следующими действиями специалиста:
· выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и т.д.;
· проверка наличных возможностей и предпосылок (инвентаризация);
· выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать при разрешении проблемы (когнификация);
· нахождение среди уже решенных проблем аналогичных разрешаемой проблеме (уподобление);
· Отнесение проблемы к определенному типу (классификация);
|
|
4. Обоснование, представляющее собой:
· последовательную реализацию процедур экспозиции (установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами);
· актуализацию (приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения);
· компрометацию (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы);
· демонстрацию (объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации);
5. Обозначение, состоящее из:
· разъяснения понятий;
· перекодировки (перевода проблемы на иной научной или обыденный языки);
· собственно формулировка проблемы, подбирая понятия, наиболее точно фиксирующие смысл проблемы.
Такой тщательный подход к исследованию существа проблем не случаен. Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепенное значение, поскольку приложение огромных усилий к решению несуществующих проблем - отнюдь не исключение, а весьма типичный случай.
Использование системного анализа позволяет, в частности, правильно и четко сформулировать проблему, ради разрешения которой и создается система. В ряде случаев приходят к отрицательному выводу, т.е. что проблемы не существует и формировать специальную систему не нужно, что тоже оказывается небесполезным. В некоторых случаях подобное исследование приводит к выводу, что проблема была первоначально сформулирована неверно, а, следовательно, и функции и структура задуманной системы должны быть иными.
По степени глубины проработки можно выделить три уровня постановки проблемы. Первый уровень (относится к часто встречающимся ситуациям): постановка состоит в том, что после определения центрального вопроса о дальнейшем развертывании проблемы мало заботятся. Это, так сказать, низшая интуитивная форма постановки проблемы.
Второй уровень - постановка проблемы в соответствии с описанными выше правилами, но без полного осознания их смысла и необходимости соблюдения.
Третий уровень – полное сознательное исполнение всех без исключения процедур и входящих в них операций.
Примечание. При формулировке проблемы необходимо учитывать два противоречивых требования:
1. Проблема должна формулироваться достаточно широко, чтобы ничего существенного не упустить;
2. Проблема должна формироваться таким образом, чтобы она была обозримой и впоследствии могла быть структурирована. В ходе системного анализа повышается степень структуризации проблемы, т.е. проблема формулируется более четко и исчерпывающе.
Кроме того, желательно исследовать исторические аспекты проблемы, что позволит объяснить возникновение последней. Именно знание истории проблемы способствует уточнению сути проблемы.