Этап постановки проблемы

Системный анализ представляет собой многоэтапный итеративный процесс, причем исходным моментом этого процесса является формулировка проблемы в некоторой первоначальной (априорной) форме. Объекты системного анализа - слабоструктурированные проблемы. Они отличаются тем, что:

· обычно ориентированы на решения в будущем;

· проявляют широкий диапазон альтернатив;

· являются внутренне сложными вследствие комбинирования ресурсов, необходимых для их разрешения;

· не полностью определены требования стоимости и их распределения во времени и др.

Как правило, разрешение такого рода проблем требует вложения больших средств и содержит значительные элементы риска. В этой связи крайне важно установить, является рассматриваемая ситуация действительно проблемной

Этап постановки проблемы в целом включает следующие основные шаги. Сначала пытаются получить ответ на вопрос: существует ли проблема? Далее следует наиболее точно сформулировать подлежащую разрешению проблему. Целесообразно рассмотреть и возможные пути развития проблемы (в прошлом и в будущем), внешние связи ее с другими проблемами. Затем осуществляется классификация данной проблемы и ставится вопрос о принципиальной разрешимости проблемы.

Более детально постановка проблемы предполагает выполнение следующих групп действий[55]

1.Предварительное формулирование проблемы, состоящее из:

· выдвижения центрального вопроса проблемы;

· фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы;

· предположительного описания ожидаемого результата;

2. Построение проблемы, представленное операциями:

· стратификации («расщеплению» проблемы на частные вопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос);

· композиции (группирования и определения последовательности решения частных вопросов, составляющих проблему);

· локализации (ограничения поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя, ограничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения).

3. Оценка проблемы, характеризующаяся следующими действиями специалиста:

· выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и т.д.;

· проверка наличных возможностей и предпосылок (инвентаризация);

· выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать при разрешении проблемы (когнификация);

· нахождение среди уже решенных проблем аналогичных разрешаемой проблеме (уподобление);

· Отнесение проблемы к определенному типу (классификация);

4. Обоснование, представляющее собой:

· последовательную реализацию процедур экспозиции (установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами);

· актуализацию (приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения);

· компрометацию (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы);

· демонстрацию (объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации);

5. Обозначение, состоящее из:

· разъяснения понятий;

· перекодировки (перевода проблемы на иной научной или обыденный языки);

· собственно формулировка проблемы, подбирая понятия, наиболее точно фиксирующие смысл проблемы.

Такой тщательный подход к исследованию существа проблем не случаен. Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепенное значение, поскольку приложение огромных усилий к решению несуществующих проблем - отнюдь не исключение, а весьма типичный случай.

Использование системного анализа позволяет, в частности, правильно и четко сформулировать проблему, ради разрешения которой и создается система. В ряде случаев приходят к отрицательному выводу, т.е. что проблемы не существует и формировать специальную систему не нужно, что тоже оказывается небесполезным. В некоторых случаях подобное исследование приводит к выводу, что проблема была первоначально сформулирована неверно, а, следовательно, и функции и структура задуманной системы должны быть иными.

По степени глубины проработки можно выделить три уровня постановки проблемы. Первый уровень (относится к часто встречающимся ситуациям): постановка состоит в том, что после определения центрального вопроса о дальнейшем развертывании проблемы мало заботятся. Это, так сказать, низшая интуитивная форма постановки проблемы.

Второй уровень - постановка проблемы в соответствии с описанными выше правилами, но без полного осознания их смысла и необходимости соблюдения.

Третий уровень – полное сознательное исполнение всех без исключения процедур и входящих в них операций.

Примечание. При формулировке проблемы необходимо учитывать два противоречивых требования:

1. Проблема должна формулироваться достаточно широко, чтобы ничего существенного не упустить;

2. Проблема должна формироваться таким образом, чтобы она была обозримой и впоследствии могла быть структурирована. В ходе системного анализа повышается степень структуризации проблемы, т.е. проблема формулируется более четко и исчерпывающе.

Кроме того, желательно исследовать исторические аспекты проблемы, что позволит объяснить возникновение последней. Именно знание истории проблемы способствует уточнению сути проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: