По истории древнего мира:
- иметь представление об основных этапах человеческой истории и месте в ней эпохи первобытности;
- знать местоположение древнейших историко-культурных регионов; представлять характер взаимодействия человека с природой в первобытную эпоху; знать о влиянии географических и экологических факторов на развитие человека;
- иметь представление о занятиях и образе жизни первобытных людей, о присваивающем и производящем хозяйстве, значении земледелия и добычи металлов для развития человеческого общества; характеризовать сущность мифологического сознания первобытного человека;
- знать хронологические рамки развития древнейших очагов цивилизаций, хронологию основных событий истории древневосточных и античных цивилизаций;
- представлять регионально-цивилизационную карту древнего мира и ее изменения; понимать роль географических и этносоциальных факторов в развитии древнейших цивилизаций;
- иметь представление об эволюции трудовой деятельности людей в древнюю эпоху, образе жизни человека в древних обществах;
|
|
- уяснить характер экономических отношений в древнейших цивилизациях, причины и условия становления частной собственности, рабовладения, его особенности в древневосточных и античных обществах;
- представлять положение, быт различных социальных групп и слоев в древних обществах;
- знать основные факты образования и развития государств Древнего Востока и античного мира, формы политической власти; выдающихся политических деятелей древности;
- понимать причины и особенности социальных движений в разных странах древнего мира;
- знать основные культурные достижения древних народов, их религиозные верования, выдающихся представителей культуры, оценивать вклад древних народов в развитие мировой культуры;
- представлять взаимодействие народов древних цивилизаций, их хозяйственные и культурные связи, знать основные завоевательные войны древних государств;
- выявить общее и отличия в историческом развитии различных регионов мира в эпоху древнейших цивилизаций.
- По истории средних веков:
- знать периодизацию истории средневековья, российской средневековой истории;
- иметь представление о геополитической карте мира в эпоху средневековья, основных цивилизационных регионах, об изменениях этнической и политической карты мира и Европы от раннего средневековья к позднему; о расселении восточных славян, геополитическом положении Руси;
- уяснить характер этнических процессов средневековья, знать об образовании древнерусской, великорусской народности;
|
|
- проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом обществе, знать характерные черты образа жизни, быта различных слоев и групп общества, их изменения от раннего средневековья к позднему;
- знать об основных процессах и различии динамики экономического развития в разных регионах мира в эпоху средневековья (Европа, Русь, Восток); представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах, основные черты социально-экономического развития Руси в эпоху средневековья;
- представлять социальную структуру европейского, российского и восточного средневековых обществ; ее изменение от раннего средневековья к началу нового времени; наиболее значительные социальные движения и выступления на Руси, в других странах;
- знать историю становления и развития крупнейших государств в Европе и других регионах, основные этапы и особенности формирования древнерусской государственности, Российского централизованного государства;
- представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма, начало становления российского самодержавия;
- знать наиболее значимые политические события истории средних веков в Европе, на Руси, в странах Востока; политических и государственных деятелей;
- иметь представление о религиозных верованиях народов, о влиянии католицизма, православия, восточных религий на культурную и духовную жизнь людей в эпоху средневековья;
- знать основные достижения культуры народов Руси и других стран в эпоху средневековья, ее крупнейших представителей;
- иметь представление; о характере взаимоотношений народов средневековых цивилизаций, хозяйственных, культурных связях разных стран и регионов; основных направлениях миграций, завоеваний, событиях внешней политики Руси и крупнейших государств мира, противостоянии народов Руси завоевателям;
- выявить общее и особенное в историческом развитии различных регионов мира в эпоху средневековья, значение средневековых цивилизаций для последующей истории человечества.
По новой истории:
- знать периодизацию нового времени;
- представлять взаимодействие основных региональных цивилизаций, знать наиболее значительные изменения на карте Европы и мира в XVII—XIX вв. и оценивать их значение; проследить расширение исторического пространства России, понимать геополитические приоритеты России;
- знать основные вехи образования многонациональных и колониальных империй, Российской империи, колонизации европейскими государствами народов Азии, Африки, Латинской Америки в XVII—XIX вв.; представлять содержание национальных процессов в новое время;
- выявить характерные черты деятельности человека нового времени, его образа жизни и мысли, быта; проследить нарастание личной свободы у представителей западного общества, преодоление сословных барьеров;
- понимать сущность экономических отношений в новое время, их своеобразие в странах Запада, в России, на Востоке; представлять основные черты экономического развития России в XVII— XIX вв.;
- представлять социальную структуру западного, российского и восточных обществ в новое время; положение различных социальных слоев и групп в России и других странах;
- выявить общее и особенное в политическом развитии стран Европы, России, Востока в XVII—XIX вв.; соотношение реформ и контрреформ в России;
- представлять соотношение реформ и революций в новое время, их роль в модернизации отдельных стран;
- знать о зарождении в новое время общественно-политических движений и партий; возникновении и развитии либеральной и консервативной идеологии в западном обществе XVIII—XIX вв., в России; разновидностях леворадикальной идеологии (анархизм, народничество в России); характеризовать различные течения социализма, особенности рабочего и социалистического движения в России в сравнении с западноевропейским;
|
|
- представлять влияние важнейших научных открытий на распространение материализма, становление индустриального общества;
- представлять основные историко-культурные регионы нового времени; возрастающее взаимовлияние культур народов мира; отношения культуры и религии, распространение идей свободы и прав человека; характеризовать место культуры народов России в XVII— XIX вв. в развитии мировой культуры, ее достижения и выдающихся представителей;
- знать геополитические интересы, основные направления и события внешней политики Российского государства, других крупных стран мира в новое время, представлять причины, характер, последствия войн XVII—XIX вв., их особенности в сравнении с предшествующими эпохами.
По новейшей истории:
- знать периодизацию истории XX в.;
- характеризовать место России и СССР на карте мира, геополитическое положение страны в XX в.;
- знать изменения на карте мира в начале XX в., после первой и второй мировых войн, в результате социальных движений, крушения империй и т. п., к концу XX в., уяснить их причины и значение для последующего хода событий;
- представлять содержание и сущность исторического опыта людей в XX в. (страны и регионы, опыт России и СССР, глобальный опыт человечества); осмыслить влияние изменяющихся условий жизни людей в новейшую эпоху на их потребности, ценности, значение действий конкретных исторических личностей XX в.;
- понять сущность изменений в характере труда и социальном положении людей в XX в., особенности социально-экономических отношений в индустриальном обществе, традиционных укладах; проследить изменение условий жизни и деятельности людей в России и СССР;
- знать основные этапы научно-технического прогресса в XX в. в своей стране и других странах; представлять динамику индустриального развития России и СССР, других стран, пути их модернизации;
|
|
- представлять основные этапы становления новых независимых государств в XX в., место национальных процессов в истории России (СССР) и других стран;
- проследить, как отражались социальные процессы XX в. в политической истории; представить многообразие политических систем и режимов в мире; характерные черты политических режимов в России и СССР;
- раскрыть соотношение демократии и авторитаризма в XX в., сущность тоталитаризма, своеобразие российского и советского государственного строя;
- представлять предпосылки и результаты реформистского и революционного путей развития в XX в., характеризовать важнейшие реформы и революции в истории России (СССР) и других стран в XX в., тех, кто их осуществлял;
- знать об эволюции основных политических течений (консерватизм, либерализм, радикализм), в том числе разновидностей социалистических учений в новейшую эпоху;
- расширить представления о крупнейших научных и технических открытиях в XX в., развитии наук о человеке и обществе, борьбе философских идей, социальных и экологических последствиях научно-технического прогресса (в том числе на материале отечественной истории);
- осознать, как изменились образ жизни, материальная культура людей в XX в., средства коммуникации, характер общения;
- расширить знания об основных стилях и течениях в отечественной и мировой художественной культуре XX в.; осмыслить значение отдельных произведений, сущность эстетических и социальных позиций художников;
- знать основные этапы и тенденции международных отношений, внешней политики России (СССР), других стран, ход и итоги двух мировых войн, Великой Отечественной войны, региональных войн и конфликтов, глобализацию их последствий, развитие интеграционных процессов в послевоенном мире; оценить характер и значение деятельности международных организаций в XX в. (региональные и всемирные организации), место своей страны в международных отношениях новейшей эпохи.