Проверке подлежат следующие элементы исторической подготовки учащихся.
1. Знание дат, хронологии событий. Основные виды вопросов и заданий:
- на указание даты события (когда, в каком году?) или события по дате (что произошло в... году?);
- на выбор даты из серии дат;
- на соотнесение события и даты;
- на определение длительности, хронологической последовательности событий.
Образцы заданий
(В скобках после задания указана ступень школы — ОШ (основная школа) или СШ (средняя школа), что отражает разную степень сложности заданий для учащихся разного возраста)
Форма выполнения заданий — письменная, с выбором из уже названных дат или, что сложнее, с самостоятельным указанием дат.
1. Подчеркните среди названных дат год, в котором произошла Полтавская битва: 1380, 1547, 1709, 1943. (ОШ)
2. Какой город старше — Москва или Санкт-Петербург? (ОШ)
3. Проставьте даты событий: Карибский кризис..., объединение Германии..., убийство Дж. Кеннеди..., революция в Португалии..., установление Пятой республики во Франции..., образование ФРГ и ГДР...: 1949, 1963, 1974, 1990, 1968, 1962, 1958. (СШ)
|
|
4. Расположите в хронологической последовательности следующие события второй мировой войны (обозначив их порядковыми номерами): открытие второго фронта в Европе —..., битва под Москвой —..., Крымская конференция —..., атомная бомбардировка городов Японии.., «странная война» в Западной Европе —.... Курская битва -.... (СШ)
2. Соотнесение даты (единичного события) и явления, процесса
Основные виды вопросов и заданий:
- на указание (или выбор из предложенного перечня) дат, которые относятся к определенным процессам;
- на составление хронологических рядов, таблиц.
Образцы заданий
1. Какие из указанных дат связаны с борьбой русского народа против захватчиков? Подчеркните нужные даты: 1242, 1649, 1380, 1812, 1147.
1. Дополнительно: назовите события, к которым они относятся. (ОШ)
2. Какие события стоят за следующими датами отечественной истории: март 1953 г., июль 1953 г., февраль 1956 г.? Какой процесс они ознаменовали? (СШ)
3. Составьте хронологическую таблицу «Мир на пути к мировой войне: 1930-е гг.» (СШ)
4. Когда в СССР была дана политическая и правовая оценка советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1939 г.? Подчеркните нужное: а) в 1956 г. на XX съезде КПСС; б) в 1987 г. в докладе М. С. Горбачева «Октябрь и перестройка: революция продолжается»; в) в 1989 г. на II съезде народных депутатов СССР. (СШ)
3. Периодизация событий, процессов.
Основные виды вопросов и заданий:
- на определение (обоснование) периодов, этапов в событиях, истории государств, движений и т. д.;
- на отнесение события к этапу, периоду;
- на выявление «ключевых», «переломных» событий;
- на обоснование критериев периодизации.