Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации и работников структурных подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом организации.
Управление персоналом используется в 3 значениях:
1)УП как профессиональная деятельность, которая заключается в разработке и реализации методов и технологий привлечения, активизации, оценки и высвобождения персонала.
2)УП как научная дисциплина. Имеет комплексный междисциплинарный характер: этой наукой занимаются экономисты, социологи, психологи, правоведы и т.п.
3) УП как учебный предмет – в нашей стране проявился в нач. 90-х гг. Специальность УП была введена в России в марте 2000г.
Главная цель управления персоналом — вклад в прибыль организации, которая достигается через обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками, через эффективное использование их мастерства и творческих возможностей, через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве (удовлетворение работой, самовыражение, комфортность межличностных отношений и др.).
|
|
Кадры – это постоянный штатный и квалифицированный состав организации.
В персонал кроме кадров включаются: временные работники, совместители, стажёры и др.
Человеческие ресурсы – отношение к работникам предприятия не только в целях использования их проф. свойств, но и развития этих качеств путём различных форм обучения.
В наст время управление человеческими ресурсами – главный путь к успеху организации.
Кадровая политика – это стратегия УП, которая включает основные принципы, цели и методы УП на продолжительный период времени (краткосрочная КП – 1 год; среднесрочная КП – 3 г; долгосрочная КП – от 3 до 5лет.)
Основные направления кадровой политики: Кадровое планирование: оценка наличных кадровых ресурсов, оценка будущих кадровых потребностей, разработка программы удовлетворения будущих потребностей, Определение желаемых видов кадрового отбора, Определение совокупности целесообразных требований к должностям, Профессиональная подготовка и переподготовка, Карьерные передвижения.
В общем виде деятельность по управлению персоналом заключается в следующем: 1. Формирование системы управления организацией в целом и системы управления персоналом; 2. Планирование кадровой работы, в том числе разработке оперативного плана работы организации; 3. Проведение маркетинга персонала; 4. Определение потребности организации в персонале; 5. Учет и нормирование численности персонала.
|
|
Технология УП охватывает широкий спектр работ от приема до увольнения персонала: поиск, отбор, прием и увольнение (высвобождение) работников; адаптация, обучение и переподготовка персонала; мотивация трудовой деятельности персонала и его использование; организация труда и соблюдение этики делового общения; оценка деятельности персонала и структурных подразделений; управление конфликтами и стрессами; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; управление коммуникационными процессами; обеспечение безопасности персонала; оценка экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.
Основные принципы УП:
1) Принцип системности – предполагает тесную увязку решений экономического, социально-культурного, технологического характера в процессе управления; 2) Принцип обусловленности технологии и методов УП; 3) Принцип прогрессивности и оптимальности, т.е. соответствие передовым разработкам, конкретным условиям и перспективам развития организации. 4) Принцип экономичности и комфортности: предполагает окупаемость затрат на кадровую работу произведенным эффектом и обеспечение благоприятных условий труда и гуманных взаимоотношений в организации. 5) Принцип научности – использование достижений науки, общеобразовательную подготовку всех руководителей и специалистов, специальную подготовку работников кадровых служб. 6) Принцип эффективности — достижение поставленных целей в короткий срок и с наименьшими потерями человеческой энергии; 7) Принцип основного звена, т.е. нахождение и решение среди множества задач — важнейшей; 8) Принцип оптимальности соотношения между централизмом и демократизмом, соединения творческой активности рядовых работников и руководства сверху (демократический централизм); 9) Сочетание единоначалия и коллегиальности; 10) Контроль и ответственность за исполнение решений.
Системный подход в зарубежной практике менеджмента в последние десятилетия привел к возникновению принципиально новой технологии кадрового управления — управлению человеческими ресурсами. Эта технология стала частью стратегического менеджмента, а функция управления персоналом — обязательной составляющей компетенции высших должностных лиц организации. Изменился и характер кадровой политики —она стала более активной, целенаправленной.
Современная концепция УП: возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Под управлением человеческими ресурсами понимается стратегическое и оперативное управление деятельностью, направленное на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации.
Основные положения старой парадигмы управления (персонал): 1. Централизация управления единым народно-хозяйственным комплексом, 2. Прямое государственное управление производственно-хозяйственной деятельностью организаций, 3. Ограниченная хозяйственная самостоятельность организаций, жесткая система распределения и связей между ними, 4. Жесткие, административные методы воздействия на работников, рационализация социально-производственных связей за счет механизмов контроля и вознаграждения
Основные положения новой (рыночной) парадигмы управления (чел. ресурсы): 1. Децентрализация на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов, 2. Управление деятельностью организаций государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов, 3. Самоуправление организаций негосударственного сектора как открытых, социально ориентированных систем, 4. Управление, ориентированное на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства.Главный источник прибыли — люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их человеческого ресурса. Переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами
|
|
Технология управления человеческими ресурсами дает значительный экономический и социальный эффект.
Структура управление человеческими ресурсами организации: 1. Определение потребности в персонале исходя из стратегии деятельности организации; 2. Маркетинг персонала; 3. Отбор, прием и адаптация персонала; 4. Планирование карьеры работников организации, их проф. и должностного роста; 5. Обеспечение оптимальных условий труда на каждом рабочем месте; 6. Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе; 7. Управление эффективностью труда; 8. Разработка системы трудовой мотивации; 9. Проектирование системы оплаты труда; 10. Участие в проведении тарифных переговоров между работодателем и работниками совместно с выборным профсоюзным органом; 11. Стимулирование рационализаторской и изобретательской деятельности; 12. Профилактика и ликвидация конфликтов; 13. Разработка и осуществление социальной политики организации; 14. Организационное, правовое и нормативное обеспечение охраны труда как системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; 15. Социально-экономическая и психологическая поддержка персонала.