Системно-функциональный подход в политологии. Понятие, структура, классификация политических систем

Понятие «системы» на общество перенес Т. Парсонс, представивший его как взаимодействие четырех подсистем – экономической, политической, социальной и духовной

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50 - 60-х годах XX века До этого для описания властных отношений обычно использовалось понятие «тип правления», а чуть позже «система правления».

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных соц. норм совокупность институтов (гос. органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Основателем системного подхода в политической науке принято считать американского политолога Д. Истона, который определял политику как «волевое распределение ценностей». С одной стороны, политика предстает как относительно самостоятельная сфера, основное назначение которой - распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства общества. С другой стороны, политика есть часть более широкой целостности - общества. Она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами. Система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать». Постоянно поддерживая связи с внешней средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура, политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования.

Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам. Вслед за Д. Истоном Г. Алмонд также выделил функции «входа» и «выхода», однако, в отличие от Д. Истона, он закрепил за каждым политическим институтом его специфическую политическую роль. Если на «входе» функцию политической социализации и вовлечения граждан в политику осуществляют в той или иной мере все элементы политической системы, то другие функции «входа» распределяются между различными политическими институтами.

К. Дойч (р. 1912). Он рассматривал политическую систему в контексте «коммуникационного подхода», при котором политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Управление К. Дойч уподоблял процессу пилотирования («вождения»): определение курса (например, корабля) на основе информации о его движении в прошлом и местонахождении в настоящее время по отношению к намеченной цели.

Структура политической системы:

— политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

— политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

— социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

— политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

— политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Функции политической системы:

1) обеспечение политической власти определенной соц. группы или большинства членов данного общества, 2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных соц. групп или большинства населения, 3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач; 4) выявление и представительство интересов различных субъектов полит. отношений; 5) удовлетворение интересов различных субъектов полит. Отношений, 6) интеграция общества, 7) полит. Социализация, 8) легитимация полит. власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной полит. жизни официальным полит. и правовым нормам).

Типология политических систем:

I. По господствующим способам управления и разрешения полит. противоречий:

1. командная (ориентированная на использование принудительных методов управления),

2. соревновательная (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных полит. сил),

3. социопримирительная (поддержание соц. согласия и преодоление конфликтов).

II. В зависимости от характера господствующего политического режима:

1. Демократическая политическая система: правление большинства; свобода критики и оппозиции правительству; защита меньшинства и, в свою очередь, его лояльность политическому сообществу; право народа на участие в решении государственных дел; уважение и охрана права человека.

2. Авторитарная политическая система: использование сильных, жестких средств решения соц. и полит. проблем, опора на репрессивные органы в деятельности; граничение политических свобод граждан, подавление оппозиции; централизация управления, подавление региональной и личностной автономии; сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком соц. слое.

3. Тоталитарная политическая система: отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью; ломка всесильным полит. механизмом автономии всех общественных отношений; радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех полит. проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: