Государственная служба зарубежных стран: опыт европейских государств (Франция, Германия)

Задача настоящего раздела – представить различные традиции государственной бюрократии и их историческую эволюцию. Первая из них – так называемая континентальная традиция, которая представлена двумя ведущими европейскими государствами – Францией и Германией.

Рассмотрим, прежде всего, государственную службу Франции, которая для нас представляет особый интерес в связи с тем, что она во многом похожа на государственную службу России, особенно в некоторые исторические периоды.

Суть французской госслужбы – это закрытая и подробно регламентированная система администрирования с присущим ей духом иерархичности, кастовости, верноподданности государству.

Интересно то, что во французской концепции государства, обеспечивающей эффективное управление страной из столицы, использована в качестве образца Римская империя. На практике традиция сильного центрального государства восходит к временам Ришилье (XVII век), затем Людовика XIV и далее Наполеона.

Причем общий вектор на централизацию сохранился вплоть до самых недавних времен.

Разумеется, время вносило некоторые коррективы в систему государственной службы Франции, но основополагающих принципов они не касались. Даже «Закон об общем статусе чиновников», принятый в 1946г. – в период максимального влияния в стране левых сил, - не так много изменил. А Конституция 1958г. отразила классические для Франции взгляды Ш.де Голля, считавшего полностью подконтрольное президенту и правительству чиновничество одной из важнейших основ Пятой Республики. Уже в 1959 году Президент, используя полученное по Конституции право, издал новый документ о статусе чиновничества. Он внес в Закон 1946г. не очень много поправок, но все они имели одну направленность – усиление иерархичности и подчиненности чиновничества политической власти.

Однако нельзя считать, что эта идеология оставляет за чиновниками лишь роль «винтиков» или «приводных ремней власти». В практике французской госслужбы действует не принцип «пассивного подчинения», предполагающий исполнение любого законного приказа «без колебания и недовольства», а «принцип разумного управления», признающий за чиновником право на представление начальнику своих замечаний до исполнения приказа и в случае его согласия определенные возможности маневра в его исполнении. Таким образом, субординация должна сочетаться с автономией чиновника.

Структура госслужбы Франции сходна в некоторых моментах с госслужбой РФ и РТ.

Германия, как и Франция, является страной с богатейшими бюрократическими (в хорошем смысле этого слова) традициями. Родиной германского чиновничества считается Пруссия.

Ставший нарицательным образом тип прусского чиновника во многом сформировался в результате реформ Фридриха-Вильгельма I в 1728 году. При нем чиновники набирались чаще всего из числа офицеров. Это были люди, привыкшие к армейской дисциплине, не рассуждавшие при выполнении приказов и лично преданные королю. Следует отметить, что помимо преданности и исполнительности прусское офицерство и генетически связанное с ним чиновничество всегда отличались высокой степенью эффективности и честности.

Первый имперский Закон о чиновничестве был издан сразу после образования Германской империи – в 1873г. и, несмотря на множество последовавших изменений, «дух прусского чиновничества», основные принципы организации и институты государственной службы в главных своих чертах сохранились.

Вот, например, как развивался «принцип верности».

- времена Фридриха – преданность королю

- времена Веймарской республики – обязанность чиновников защищать республику.

Характерен только для немецкой бюрократии и такой институт бюрократии, как так называемые политические чиновники.

Это понятие было введено в 1899 году – перечень должностей, замещаемых сотрудниками, близкими правительству и министрам. После смены Кабинета наиболее близкие сотрудники прежнего правительства уходят вместе с ним. Но при этом им выплачивается компенсация в размере трехмесячного жалования, и назначается временная пенсия.

В случае возвращения партии власти эти лица могут претендовать на занятие прежней или равной по оплате должности.

Это чем-то напоминает нашу прежнюю категорию должностей «Б» - сегодня «помощники(советники)».

Институт почетных чиновников – тоже специфическое немецкое изобретение.

К этой категории относят лиц, назначаемых на почетную должность – без оплаты или каких-либо льгот.

Но звание «почетного чиновника» является в глазах германских граждан статусным отличием получившего его человека, это дает ему определенные моральные преимущества. Такого рода должности предполагают участие человека в каких-либо комитетах или комиссиях – типа нашего «на общественных началах».

Становление современной государственной службы Германии отсчитывается от вступления в силу Основного закона Федеративной Республики Германии 23 мая 1949г. Конституция ФРГ положила конец тенденции расщепления единого института государственной службы на разрозненные службы земель и восстановила традиционные принципы немецкой профессиональной службы, начало которых, как было сказано выше, приходится на первую половину XVIII века.

Важные положения, касающиеся института государственной службы в Германии, содержатся практически во всех разделах Конституции. Они-то и составляют основы, на которых строится все законодательство о государственной службе Германии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: