1 • Источникиримскогоправа — это формы загрезнения и выраженияправовых норм, имеющие общеобязательное значение.
Римскому частному праву известны следующие виды источников.
2.Обычноеправо — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
а; Римские юристы так говорили об обычае:
"Прежний укоренившийся обычай заслуженно признается как закон, и это право называется правом, установленным нравами" (Дигесты. 1.3.32.1) — (далее по тексту - Д.);
"Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон втех случаях, когда не имеется писаного закона4 (Д. 1.3.33);
"Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права";
"Закон есть общее для всех предписание общее обещание государства" (Д. 1.3.1).
3. Законы представляли собой решения народных собранийкакого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного). При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, претор); разрабатывал проект, который затем принимался комициями целиком без обсуждения. После этого сенат одобрял этот закон.
|
|
По структуре закон можно разделить на три части', надпись (имена инициаторов закона, вид народного собрания, причины издания), собственно содержание закона и санкцию (гарантию его исполнения).
На собраниях плебеев принимались постановления (плебисциты). Сначала не имевшие общеобязательного значения, эти акты к концу предклассического периода приобрели силу закона: "Между плебисцитами и законами есть разница в способе установления, но сила их одинакова" (Д. 1.2.2.8).
4. "Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установляет; оно имеет силу закона, хотя это было спорно" (сочинения юриста Гая 1.1.4) — далее — Гай.
Сенатусконсулъты приобретают значение источника права со
II в. н.э. "Сенат начал таким образом воздействовать на дела, и то, что он постановлял, соблюдалось, и это право называлось сенату сконсультами" (Д. 1.2.2.9).
Сенатусконсульты назывались по имени лица, которое было их инициатором, и в них часто устанавливались нормы частного права или какие-либо общие положения, позволявшие влиять на преторские эдикты.
5. 'Указ императора есть то; что постановил император или декретом, или эдиктом или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона" (Гай 1.1.5). Декреты — это решения по судебным делам. Эдикты - постановления общегохарактера. Рескрипты содержали в себе ответы на различные вопросы. Существовали также мандаты, в которых были
инструкции должностным лицам по судебным делам.
|
|
Указы (конституции) 27.
6. Эдикты магистратов — специальные акты, в которыхдолжностное лицо излагало принципы своей деятельности или решенияпо каким-либо вопросам.
Эдикты могли издавать преторы, правители провинций, курульные эдилы. Эдикты претора развились из преторских формул. Первоначально эдикты издавались на срок деятельности издавшего их магистрата, а поэтому новый магистрат мог продлить действие эдикта, а мог и отменить его. В начале II в. н.э. преторский эдикт был систематизирован и объявлен императором Адрианом вечным и неизменным.
Эдикт претора содержал в себе перечень условий (обстоятельств), прикоторых претор предоставлял судебную защиту. В эдикте былиособенности и условия конкретных исков и типовые формулы исков.
Курульные эдилы — чиновники, призванные обеспечивать организациюторговли на рынке. В процессе своей деятельности они могли издавать обязательные для торгующих распоряжения. Эдикты содержали правила торговли, условия купли-продажи.
7. В древности юристами могли быть только жрецы. Они осуществляли толкование закона, разрешали споры. Они никого не посвящали в свои тайны.
В 308 г. до н.э. ГнейФлавий сделал общеизвестными исковые формулы. С этого момента появилась возможность светского развития юриспруденции.
Деятельность римских юристов выражалась в следующем:
консультирование:
составление и оформление письменных документов;
• руководство процессуальными действиями сторон. Ответы юристов представляли собой мнения их по тому или ино
му вопросу применения права. Данными мнениями часто пользовались в судах для подкрепления своих позиций. До времен императора Августа указанные мнения имели частный характер. Август же дал право некоторым юристам давать толкование законов по запросам, поступавшим к нему. Эти акты толкования получили силу императорских толкований и были обязательны для судей. Поскольку разные юристы давали толкование со своих позиций, их мнения могли противоречить друг другу. Поэтому родился принцип: "Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собой, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим"
(Гай 1.1.7). В итоге правотворчество юристов получило официальное признание и стало одним из источников римского частного права.
8. Большой объем не систематизированного законодательства вы
явил потребность в кодификации римского права. Вначале были попытки частных лиц систематизировать императорские конституции.
В первой половине V в. н.э. была предпринята попытка кодификации права императором Феодосием. Были собраны императорские конституции начиная с Константина. В результате был создан кодекс Феодосия. При императореЮстиниане была проведена новая масштабная
и всеобъемлющая кодификация римского частного права. В 528 г. н.э. была создана комиссия под руководством Трибониана, которая в 529 г. составила Кодекс в первой редакции, состоявший из императорских конституций; в533 г. были составлены Дигесты (Пандекты), Институции.
Параллельно с кодификационными работами Юстиниан разрешал конкретные споры. Эти решения вошли в Кодекс второго издания.
По окончании кодификационных работ Юстинианом был из
дан еще ряд законодательных актов, которые затем были объединены в сборник под названием "Новеллы".
В итоге, по окончании царствования Юстиниана, появилось несколько произведений, которые в совокупности образовали Corpus iuris civilis.
|
|