Управление качеством

Вопрос 36. Многоаспектность категории «качество».

В настоящее время появилось множество разнообразных аспектов понятия "качество": экономический, социальный, управленческий, личностный и другие. Каждый из подходов содержит свои трактовки и понимание содержания этой категории в зависимости от объекта исследования.

Все многообразие существующих трактовок категории "качество" можно объединить в следующие группы:

1. Качество как абсолютная оценка. Согласно этому подходу качество нельзя измерить - оно является принадлежностью товара. В этом распространенном значении качество является синонимом превосходства. Однако совершенство - категория абстрактная и субъективная, его восприятие людьми может значительно различаться. Поэтому подобное определение качества не может быть положено в основу оценки или измерения свойств продукции или услуг.

2. Качество как свойство продукции. В этом значении качество является производной от какого-либо измеримого количественного параметра продукта. Качество выше, если параметр больше.

3. Качество как соответствие назначению. Согласно данной трактовке качество представляет собой способность продукта или услуги выполнять свои функции. Однако недостаток данного подхода может быть продемонстрирован следующим примером. Крупная американская компания по производству бытовой техники заключила контракт на поставку в Японию холодильников, которые пользовались в США спросом и считались техникой высокого качества. Однако в Японии эта компания потерпела полное фиаско, так как холодильники были слишком громоздкими для маленьких японских квартир - они просто не проходили в двери. Таким образом, продукт, способный на 100% выполнять все необходимые функции "дома", оказался негодным для японского потребителя.

4. Качество как соответствие стоимости. В этом случае качество определяется как соотношение полезности и цены продукта. С этой точки зрения качественным является продукт, который по своим полезным свойствам соответствует продуктам конкурентов, но продается дешевле либо превосходит по своим характеристикам аналогичные товары при равной цене. Такой подход ставит перед производителями цель поиска баланса между совершенствованием потребительских свойств продукции и снижением издержек по ее производству и реализации.

5. Качество как соответствие стандартам. В соответствии с данным производственным подходом качество определяется как соответствие техническим стандартам и условиям, которые включают в себя целевые и допустимые значения тех или иных параметров продукции или услуг.

Вопрос 37. Эволюция подходов к УК.

Управление качеством прошло эволюционный путь развития — от простых операций контроля параметров изделий до комплексных систем управления качеством продукции и производством.

На отечественных предприятиях зародились и последовательно применялись такие системы управления, как БИП, СБТ, КАНАРСПИ НОРМ, КСУКП, КС УКП и ЭИР, КС ПЭП. Комплексный системный подход, учет всех факторов, влияющих на качество, использование основ теории управления, средств и методов стандартизации, метрологии, контроля качества обеспечили широкое и эффективное применение этих систем.

В условиях рыночной экономики комплексные системы управления качеством не утратили своей актуальности и могут с успехом применяться при внедрении стандартов ИСО серии 9000, разработчики которых взяли на вооружение все ценное и полезное из отечественного опыта.

Зарубежный опыт управления качеством базируется на единых подходах и методах работы. Наиболее распространенные статистические методы контроля качества включены в международный стандарт ИСО 9004-4 и рекомендованы для широкого применения. На многих фирмах зарубежных стран большое внимание уделяется кружкам качества, позволяющим активизировал творческий потенциал трудящихся и успешно решать возникающие на производстве проблемы качества.

Американский опыт управления качеством отличается жестким контролем качества изготовления продукции на основе математик статистических методов, планированием производства по количественным и качественным показателям с системой административного контроля за исполнением планов, большой пропагандистской работой на национальном уровне по поддержке своих товаропроизводителей созданию им благоприятных условий на рынке.

Японский опыт управления качеством характеризуется широким внедрением научных разработок в области технологии и управления (менеджмента), высокой степенью компьютеризации всех от раций контроля, анализа и управления производством, максимальны использованием возможностей человека благодаря принимаемым мерам по стимулированию творческой активности, систематическому и повсеместному обучению персонала.

Страны Западной Европы в последние годы проводят единую политику в области качества, целью которой является достижение превосходства европейских товаров на мировом рынке. Отличительные особенности европейского подхода: создание законодательной базы для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества, гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации, развитие региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации испытательных лабораторий и регистрации специалистов по качеству.

Вопрос 38. Классификация методов УК.

Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производительного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

В процессе управления качеством используется пять групп методо:

1.Организационные методы в основном применяются для разработки и реализации обязательных для исполнения директив, приказов, предписаний, направленных на повышение качества деятельности организации.

2.Технологические методы включают методы контроля качества продукции и процесса, а также методы воздействия на качество продукции и процесса.

3.Экспертные методы основываются на экспертных оценках. Сущность экспертных методов заключается в устранении полученных различными способами мнений (суждений) специалистов – экспертов по рассматриваемым вопросам (методы рангов, непосредственного оценивания, сопоставления, организационный и социальный методы).

4.Экономические методы управления качеством непосредственно нацелены на реализацию функции мотивации персонала качественно выполнять свою работу в рамках стимулирования деятельности отдельного работника, группы и организации в целом. 5.Социально–психологические методы управления качеством включают методы воспитательного характера, а также методы психологического воздействия на сотрудников организации.

Вопрос 39. Системный подход к УК. Международный стандарт ИСО 9000:2000 и ИСО 9000:2008.

Системный подход к управлению качеством продукции предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием. Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Принципы системного подхода:

-целостность

-совместимость элементов целого

-мобилизация функций

-полифункциональность, вероятность оценок и вариантность.

В соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 выделяются политика в области качества и непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

ИСО 9000 “Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению”.

В стандартах ИСО серии 9000:2000 декларируется необходимость непрерывного улучшения систем менеджмента качества и подчеркивается, что:

-успешное функционирование организации может быть результатом внедрения системы менеджмента качества, которая разработана с учетом принципа постоянного улучшения;

-система менеджмента качества может обеспечить основу для постоянного улучшения и удовлетворения потребителей;

-статистические методы могут применяться для определения изменчивости (вариабельности) процессов и их результатов, что является основой для постоянного улучшения системы менеджмента качества.

-одним из восьми принципов менеджмента качества, определяющих стратегические цели организации, является постоянное улучшение.

ИСО серии 9000:2008. Настоящий стандарт может использоваться:
a) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;
b) организациями, которые хотят быть уверенными в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;
c) пользователями продукции;
d) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы);
e) теми сторонами, внутренними и внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ИСО 9001:2000 (например, аудиторы, регламентирующие органы, органы по сертификации/регистрации);
f) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества для данной организации;
g) разработчиками соответствующих стандартов

Вопрос 40. Принципы обеспечения качества и УК. Петля качества. «Модель качество».

Обеспечение качеством – это стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.

Согласно МС ИСО 9000 для обеспечения качества требуется:

-необходимая материальная база

-квалифицированный персонал

-глубокопродуманная организационная структура и четкое управления предприятием в целом.

Под петлей качества в соответствии с международными стандарта­ми ИСО понимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции, включающий следу­ющие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техничес­кую помощь и обслуживание; утилизация.

Вопрос 41. Функции УК.

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Функции управления качеством:

-политика в области качества

-планирование качества

-обучение и мотивация персонала

-организация работы по качеству

-контроль качества

-информация о качестве продукции, потребностях и НТП

-разработка необходимых мероприятий

-принятие решения руководством предприятия

-реализация мероприятий

-взаимодействие с внешней средой

Вопрос 42. Создание систем качества и обеспечение их эффективного функционирования.

Система качества – совокупность структур, которые выполняют свои функции в этой системе установленными методами.

Этапы создания системы качества (с.к.):

1.информационное совещание

2.принятие решения о создании с.к.

3.разработка плана графика в создании с.к.

а) разработка с.к.

б) внедрение с.к.

4. определение состава структурных подразделений с.к.

5. определение состава и состояния документации с.к.

6. разработка нормативных документов с.к.

7. разработка структурной с.к.

8. разработка функцион. схемы управления качеством.

Функционирование с.к. – выполнение руководством и всеми подразделениями своих функций и задач с целью обеспечения качества продукции.

Основные задачи:

1.разработка политики и планирования качества

2.организация работ по качеству

3.контроль качества испытаний

4.метрологическое обеспечение производства

5.ведение претензионной работы

6.проведение работ по стандартизации и нормоконтролю

7.подготовка мероприятий и документов. Контроль и анализ их выполнения.

8.внутренние проверки функционирования системы качества

9.организация работ по сертификации качества продукции

10.разработка методического руководства при обучении персонала

Вопрос 43. Квалиметрия, стандартизация и сертификация.

Квалиметрия – научная дисциплина о методах количественного оценивания различных объектов.

Объектом исследования в квалиметрии являются общие принципы и методы оценки качества, а предметом исследования — совокупность свойств продукции человеческого труда.

Конечной целью квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

Стандартизация – это деятельность, которая заключается в установлении нормативных документов по стандартизации и применению правил, норм и требований, обеспечивающих оптимальное решение повторяющихся задач в сферах общественного производства и социальной жизни. Эта деятельность направлена на:

-комплексное нормативно-техническое обеспечение всестороннего совершенствования управления народным хозяйством;

-интенсификацию общественного производства и повышение его эффективности;

-ускорение научно-технического прогресса и улучшение качества продукции;

-рациональное и экономное использование ресурсов.

Сертификация — процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям.

Систему сертификации (в общем виде) составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедуры (схемы) сертификации; порядок инспекционного контроля. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях.

Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: