Глава 9. Правовые основы материального обеспечения военнослужащих 8 страница

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства (это требования, основанные на нотариальной и простой письменной сделке, требования о взыскании алиментов, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной плате и др.);

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ (дела об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании действий (бездействия) государственных и иных органов, должностных лиц, государственных служащих, о защите избирательных прав);

4) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ (об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении ребенка, о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении умершим, об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным и другие дела).

Подсудность дела - это относимость подведомственного судам дела к ведению (компетенции) того или иного суда. Речь идет о рассмотрении и разрешении дела в первой инстанции.

Можно выделить два основных вида подсудности: родовую и территориальную. Сначала определяется родовая подсудность, а затем территориальная.

Родовая подсудность определяет, какого уровня суд общей юрисдикции вправе рассматривать и разрешать данное дело. Основным, главным, уровнем, на котором разрешаются большинство гражданских дел по первой инстанции, является районный (городской) суд. Менее значимые гражданские дела подсудны мировым судьям. Наиболее важные дела рассматриваются и разрешаются судами субъектов Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации.

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию судов одного уровня в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность того или иного суда. Главный вид территориальной подсудности - общая подсудность. Она применяется тогда, когда не действует иной вид территориальной подсудности. В этом случае иск предъявляется по месту жительства (гражданин) или по месту нахождения (юридическое лицо) ответчика.

Кроме общей подсудности, по некоторым категориям дел применяются и иные виды территориальной подсудности (по выбору истца, исключительная, по связи дел, договорная).

В соответствии со ст. 16 Федерального конституционного закона "О военном положении" от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ и ст. 35 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ в случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено военное или чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Некоторые ученые выделяют также персональную подсудность. В Российской Федерации она фактически касается только военнослужащих и означает, что заявления и иски военнослужащих, оспаривающих действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, подсудны не общегражданским судам общей юрисдикции, а военным судам.

Подсудность гражданских дел военным судам определена Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации". В соответствии со ст. 7 этого Закона военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о преступлениях, в которых обвиняются военнослужащие и некоторые другие лица;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

К гражданскому процессу имеет отношение только п. 1 ч. 1 ст. 7 указанного Закона. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" отмечается, что "в соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские дела по искам и жалобам о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы)".

Таким образом, во-первых, под "гражданскими и административными делами о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих" следует понимать "гражданские дела по искам и жалобам о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих".

Во-вторых, в военный суд за защитой могут обратиться не только военнослужащие, но и граждане, уволенные с военной службы, граждане проходящие военные сборы, и граждане, прошедшие военные сборы, если нарушение их прав имело место во время прохождения военной службы или военных сборов.

Вышеуказанные положения, а также некоторые другие положения данного постановления и других постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяют жесткую, исключительную подсудность данных дел военным судам, т.е. военнослужащие не могут обратиться за защитой своих прав и свобод, связанных с военной службой, в общегражданские (районные, городские) суды.

Для того чтобы возбудить гражданское дело, заинтересованное лицо должно подать в суд исковое заявление (или заявление - по делам неискового производства).

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Содержание заявления установлено в ст. 131 ГПК РФ, а в ст. 132 этого Кодекса содержится перечень документов, которые прилагаются к заявлению.

Вопрос о принятии искового заявления решает судья. Если заявление подано с соблюдением всех требований закона, судья выносит определение о принятии заявления к производству, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции (ст. 133 ГПК РФ). Если судья считает, что у лица, подающего заявление, нет права на предъявление иска, судья выносит определение об отказе в принятии искового заявления (ст. 134 ГПК РФ). Если судья считает, что имеются устранимые препятствия для возбуждения дела, т.е. лицо, обратившееся в суд, временно не имеет права на предъявление иска, судья выносит определение о возвращении искового заявления (ст. 135 ГПК РФ). Если судья считает, что лицо, обратившееся в суд, имеет право на предъявление иска, но им не соблюдены легко устранимые формальности, судья выносит определение об оставлении заявления без движения (ст. 136 ГПК РФ).

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Указанные сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных доказательств, вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Доказывание - это деятельность лиц, участвующих в деле, и суда, направленная на установление наличия или отсутствия обстоятельств, имеющих значение для дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако из общего правила есть и исключения, например, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (в том числе и органов военного управления и воинских должностных лиц) возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Рассмотрение дела связано с таким понятием, как судебные расходы. Это денежные затраты, связанные с рассмотрением дела в суде, оплата которых возложена законом на заинтересованных лиц. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. В настоящее время действует Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" от 9 декабря 1991 г. N 2005 в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Государственная пошлина уплачивается истцом (заявителем) до подачи иска в суд.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей и некоторые иные расходы.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы; в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Подготовка дела к судебному разбирательству - это стадия гражданского процесса, проводимая единолично судьей, с участием лиц, участвующих в деле, главной задачей которой является так подготовить дело к судебному разбирательству, чтобы оно было рассмотрено по существу в первом же судебном заседании. В рамках подготовки дела к судебному разбирательству проводится предварительное судебное заседание.

Судебное разбирательство - это следующая стадия гражданского процесса, на которой суд непосредственно исследует доказательства, устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела, и выносит решение на основе закона, т. е. разрешает дело по существу.

Разбирательство состоит из четырех частей: подготовительной, рассмотрения дела по существу, судебных прений, вынесения и оглашения решения.

В подготовительной части проверяется явка участников, им разъясняются процессуальные права, разрешаются заявленные отводы, ходатайства, решается вопрос о возможности слушания дела в данном заседании, совершаются иные процессуальные действия.

Главные процессуальные действия, совершаемые в ходе рассмотрения дела по существу, - это заслушивание объяснений лиц, участвующих в деле, и исследование других представленных по делу доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судебные прения - это речи лиц, участвующих в деле, и их представителей, в которых они, анализируя доказательства и установленные обстоятельства, аргументируют свою правовую позицию по делу.

После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату и принимает решение по делу.

В разбирательстве может быть объявлен перерыв (для отдыха, в связи с наступлением обеденного времени, с окончанием рабочего дня и т.п.). Отложение разбирательства дела - перенос разбирательства на определенный срок в силу причин субъективного характера (неявка участников, непредставление истребованных доказательств и т.п.).

Приостановление производства по делу - временное прекращение процессуальных действий по делу на неопределенный срок в силу причин объективного характера. Основания приостановления подразделяются на два вида: обязательные (суд обязан приостановить производство) и факультативные (суд может приостановить производство). Среди обязательных причин приостановления производства есть и такая: "участие ответчика в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или просьба истца, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов".

Дело может быть окончено производством в первой инстанции вынесением решения или без вынесения решения. Прекращение производства по делу - окончание производства по делу без вынесения решения по основаниям, которые делают невозможным предъявление этого же иска (заявления) к тому же ответчику еще раз. Оставление жалобы без рассмотрения - окончание производства по делу без вынесения решения по указанным в ГПК РФ основаниям, что дает возможность предъявления этого же иска (заявления) к тому же ответчику еще раз после устранения определенных недостатков.

Постановление суда (судебный акт) - это письменный акт, принятый (вынесенный, постановленный) судом (судьей) в качестве органа власти для разрешения материально-правового или процессуального вопроса, возникшего в рамках рассмотрения дела в суде. Виды судебных постановлений:

- решение - это акт суда первой или апелляционной инстанции, который выносится именем Российской Федерации и которым дело разрешается по существу;

- определение - это акт, в котором суд разрешает отдельные вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, но дело по существу не разрешается;

- судебный приказ - единоличный акт мирового судьи о взыскании денег или иного движимого имущества, выносимый без судебного разбирательства по требованиям, перечень которых установлен в ГПК РФ.

Решение выносится судом в совещательной комнате большинством голосов судей (при коллегиальном рассмотрении дела). Решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Оно должно быть законным и обоснованным. По общему правилу решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование (10 дней), если они не были обжалованы.

Напомним, что производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, - это второй вид производства в суде первой инстанции. К указанным делам наряду с другими делами относятся дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ). К данной категории относятся и дела по заявлениям военнослужащих об оспаривании решений и действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц.

В ГПК РФ установлено, что дела, возникающие из публично-правовых отношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23-26 ГПК РФ и другими федеральными законами. Основные из этих особенностей:

- суд не связан основаниями и доводами заявленных требований;

- суд приступает к рассмотрению дела на основании заявления (а не искового заявления) заинтересованного лица, в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием);

- обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие);

- суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела;

- обращение заинтересованного лица (в том числе и военнослужащего) в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Подробнее рассмотрим производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, поскольку эта категория напрямую относится к защите прав военнослужащих.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

В соответствии с ч. 3 ст. 254 ГПК РФ заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

К решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как отмечалось, в особом производстве рассматриваются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным и другие дела, которые не связаны со спором о субъективном праве.

Цель указанного производства - защита неоспариваемых субъективных прав и интересов. Некоторые дела особого производства могут иметь отношение к военнослужащим. Например, это дела о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении граждан умершими (гл. 30 ГПК РФ). В ст. 277 ГПК РФ определены особенности рассмотрения этих дел в отношении военнослужащих и иных лиц, пропавших без вести в связи с военными действиями. В гл. 37 ГПК РФ определен порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении, причем должностным лицом, действия или бездействие которого оспариваются, может являться командир (начальник) воинской части, соединения, учреждения, военного учебного заведения или должностное лицо военного медицинского учреждения. Тем не менее эти дела военным судам не подсудны.

Вынесенные судебные постановления, в том числе и постановления военных судов, могут быть обжалованы в кассационном порядке (постановления мировых судей - в апелляционном порядке), а также пересмотрены в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Исполнение судебных актов производится в соответствии с законодательством об исполнительном производстве. Это Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ, Федеральный закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ, разд. VII ГПК РФ (ст.ст. 428-446), разд. VII АПК РФ (ст.ст. 318-332). Важное значение для исполнения судебных актов по делам с участием военнослужащих и военных организаций имеют постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" от 22 февраля 2001 г. N 143 (и указанные Правила) и "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" от 9 сентября 2002 г. N 666. Кроме того, исполнительное производство регулируется ведомственными нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации и других министерств и ведомств. В настоящее время разрабатывается проект Исполнительного кодекса Российской Федерации.

На основании судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов выдается исполнительный лист, который является исполнительным документом. Кроме исполнительного листа, исполнительным документам являются судебный приказ и некоторые другие документы. Исполнительный лист и судебный приказ подписываются судьей и заверяются гербовой печатью суда.

Участниками исполнительного производства являются, во-первых, органы принудительного исполнения. Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов. Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В состав данной службы в соответствии с законом должна входить и служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации (в настоящее время - Главное управление обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации), которая должна комплектоваться военнослужащими. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О судебных приставах" "судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих". В настоящее время служба судебных приставов при Главном управлении обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации не создана, Главный военный судебный пристав не назначен.

Кроме органов принудительного исполнения, участниками исполнительного производства являются иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями.

Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должником являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.

Если истек срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а должник не исполнил лежащих на нем обязанностей, применяются меры принудительного исполнения:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с законом, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

§ 2. Защита в уголовном судопроизводстве*(179)

При совершении преступления прокурор, следователь, дознаватель обязаны принимать меры по установлению виновных и всех его обстоятельств. Указанные должностные лица осуществляют от имени государства уголовное преследование и относятся к стороне обвинения (см. гл. 3, 4 УПК РФ). Уголовное преследование в соответствии с п. 55 ст. 5 УПК РФ - это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Подозреваемый - это лицо, в отношении которого имеются сведения о его причастности к совершению преступления, недостаточные для предъявления обвинения, и в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо которое задержано по подозрению в совершении преступления, либо к которому до предъявления обвинения применена одна из мер пресечения.

Обвиняемый - лицо, в отношении которого на основании достаточных доказательств его виновности в совершении преступления вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого либо вынесен обвинительный акт. Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Если в отношении обвиняемого вынесен обвинительный приговор, он именуется осужденным. При вынесении оправдательного приговора обвиняемый является оправданным.

Обвиняемый и подозреваемый относятся к стороне защиты, и, поскольку в отношении их осуществляется уголовное преследование, они наделяются правами, позволяющими им противостоять обвинению и защищать свои субъективные права и законные интересы. Защита наряду с осуществлением правосудия, обвинением является одной из основных уголовно-процессуальных функций.

Защита представляет собой процессуальную деятельность, направленную на опровержение обвинения и установление невиновности обвиняемого (подозреваемого) либо на смягчение его ответственности. Таким образом, правом на защиту обладают как подозреваемый, так и обвиняемый. Поскольку содержание данного права практически одинаково по отношению как к подозреваемому, так и к обвиняемому, рассмотрим право на защиту применительно к обвиняемому.

На военнослужащих, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, распространяются все нормы уголовно-процессуального законодательства о правовом положении названных участников процесса, в том числе и в части, касающейся обеспечения права на защиту.

Основу права обвиняемого на защиту составляют нормы Конституции Российской Федерации. Они отражают преемственность отечественного уголовного судопроизводства, а также значительные изменения, происшедшие под влиянием развития демократических идей в области уголовного судоустройства и судопроизводства.

Для уголовно-процессуального регулирования права обвиняемого на защиту исходными являются нормы ст. 2 Конституции Российской Федерации, провозглашающие человека, его права и свободы высшей ценностью. В этой же статье, а также в ст.ст. 15, 17 и 18 Конституции Российской Федерации установлены важные гарантии этого положения. Они заключаются в следующем:

- государство возлагает на себя обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации);

- в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции Российской Федерации);

- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: