Программа «500 дней»

Программа 500 дней (Шаталин, Явлинский) - непринятая программа перехода к рыночной экономике для преодоления кризиса 1990г. с задачей: «взять у государства и отдать людям».

Предложения: 1) приватизация гос. собственности; 2) децентрализация управления экономикой; 3) предоставление благоприятных условий для развития частного предпринимательства.

Рабочая группа по созданию программы была образована по инициативе Горбачёва и Ельцина, программа предложена Шаталиным. Основные пункты программы «500 дней» повторяют программу Бальцеровича (1989 г.) для быстрого разгосударствления социалистической экономики Польши.

К 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. Одновременно, по поручению председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, разрабатывался альтернативный проект - «Основные направления развития». Рыжков заявил, что в случае непринятия его он уйдёт в отставку. В качестве компромисса Михаил Горбачёв предложил объединить две программы в единую программу Президента СССР.

Этапы: 1) 1-ый этап (100 дней) - приватизация жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий. 2) 2-ой этап (100-250 дни) - либерализация цен. 3) 3-ий этап (250-400 дни) - стабилизация рынка. 4) 4-ый этап (400500 дни) - начало подъёма.

63. Фаза модернизации: альтернативные варианты

По замыслу российских реформаторов, вслед за осуществлением основных рыночных реформ и макроэкономической стабилизацией, т.е. прекращением инфляции и спада, в 2000-х гг. должен был начаться этап модернизации. Имелось в виду, что взамен радикальных перемен начала 1990х должна проводиться институциональная модернизация, реализуемая эволюционным путем, но затрагивающая все стороны жизни общества, включая политическую систему.

От нее отличается технологическая модернизация, предполагающая обновление технологий, продукции, оборудования, методов организации и управления, а также структурную перестройку экономики в отраслевом, региональном и иных разрезах. Она непосредственно приводит к росту производительности на основе интенсификации потока инноваций. Имеются в виду инновации «для себя» (внедряемые) и «для рынка» (продаваемые). Инновационная экономика, вводящая страну в группу лидеров мирового развития, характеризуется высокой долей инноваций «для рынка» (10–15% ВВП).

Опыт показывает, что технологическая модернизация и институциональная модернизация взаимосвязаны. Обычно если институциональная система хорошо отлажена с точки зрения поддержки рыночных отношений, прав собственности, конкуренции, защиты контрактов, то технологическая модернизация развивается беспрепятственно, все лучшее быстро внедряется, формируется интенсивный поток собственных инноваций.

Альтернативные варианты проведения модернизации:

Модернизация сверху предполагает, что с целью минимизации рисков, прежде всего политических, правящая элита ограничивает круг проводимых мер теми, которые может держать под контролем. ограничиваются прежде всего институциональные изменения. Внимание концентрируется на технологической модернизации, проводимой по инициативе государства и в значительной части за государственный счет. При этом снижение рисков оплачивается и уменьшением результатов.

Модернизация снизу (демократическая) более рискованна. Предполагает активизацию бизнеса, вовлечение более широких слоев населения в предпринимательскую деятельность, самоограничение власти правящей элиты, чтобы повысить инициативность и энергию развития, сделать их более важными факторами экономического роста. Демократизация — необходимая составляющая этой политики. Она может проходить как решительный рывок или постепенное развитие.

Выводы

Модернизация сверху приводит к стабильности и повышению роли центральной власти. Однако Становится ощутимым снижение уровня деловой активности (недостаточные инвестиции, отток капитала, короткий горизонт планирования). усиливается коррупция. Слабая конкуренция, притом на неравных условиях. Свертывание демократических институтов облегчает управление вручную, но устраняет общественный контроль. Рост оказывается возможным только с притоком извне ренты или инвестиций. По мнению Ясина, такая политика проводится в России с 2003 г (госкапитализм). И она себя исчерпала.

Решительный рывок: в первую очередь осуществляется трансформация политической системы, приобретение признаков либеральной демократии (политическая конкуренция, верховенство права, децентрализация, реальное разделение властей), которая создает благоприятные условия для креативности и инновационного развития.

По мнению Ясина укоренившиеся в России трудности легитимации демократических преобразований, конформизм общества и его возможное сопротивление переменам, угрозы потери стабильности и массовых мобилизаций с непредвиденными последствиями являются серьезными препятствиями для осуществления подобной модернизации.

Постепенная модернизация снизу

Подразумевает:1 пошаговое самоограничение прежде всего федеральной исполнительной власти, 2 пакет социальных реформ — жилищной, пенсионной, здравоохранения и образования, 3 реформы местного самоуправления, активизация гражданского общества, 4 верховенство права – реформы судебной и правоохранительной систем, совершенствование законов (покончить с толковательным правом)

Смысл в том, чтобы Местные выборы стали важнее федеральных. Это даст толчок для развития демократии и на более высоких уровнях. С т.з Ясина, эта альтернатива оптимальна для национальных интересов, однако предполагает некоторые жертвы со стороны правящей элиты.

111. Современный этап жилищной реформы в России.

Приватизация уже никогда не примет столь впечатляющих масштабов, как в 1992–1994 гг., но у нее еще есть немало возможностей. В России госсектор, имея в виду предприятия в госсобственности, реально сократить до 10–15% ВВП, т.е. в 2–3 раза. Однако теперь приватизация уже не может быть самоцелью, она должна стать средством в решении более глобальной задачи. Такой задачей не может быть и получение доходов в бюджет. Денежный этап приватизации имел какой-то смысл до 2000 г., пока в бюджете зиял дефицит. Сейчас же целесообразно поставить приватизацию на службу модернизации, т.е. реконструкции и повышению эффективности российских предприятий. Это означает прежде всего привлечение инвестиций.

Между тем в идеологии приватизации продолжают превалировать прежние установки. В проекте закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", внесенного в Госдуму в 2000 г., предусмотрено 10 способов приватизации, причем ни один из них не содержит условия привлечения инвестиций для реструктуризации предприятия. Во всех случая речь идет только о денежной выручке.

Продажа на конкурсе предполагает победу того, кто предложит более высокую цену при выполнении определенных условий. В исчерпывающем перечне условий конкурса обязательства по инвестициям не значатся.

Отрицательное отношение к инвестиционным конкурсам связано с тем, что инвестиции обещались, даже оформлялись документально, но реально не делались, тогда как предприятие по итогам конкурса сразу переходило в собственность покупателя. Ошибку поправили лишь в 1997 г., когда Законом "О приватизации" был предусмотрен такой способ, как приватизация на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями. По этому способу победитель приобретал права собственника только после выполнения всех условий конкурса.

В декабре 2001 г. профессор Вильд*, сравнивая приватизацию в Восточных землях Германии и в России, отметил то обстоятельство, что в Германии Опекунский совет (Tvoihandan-shtaft – германский вариант Госкомимущества) стремился продавать целые объекты: было кому продавать, инвестиционные условия имели смысл. В России же богатых покупателей не было (в 90ых), продавали акции долями, и в этих условиях инвестиционные конкурсы казались неуместными. На современном же этапе есть очень много желающих покупая и инвестировать заодно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: