реабилитации и адаптации[86].
Характерная для этой категории проблемная ситуация заключается прежде всего в
социально-психологической неадаптированности инвалидов, их отверженности
социумом и возникающих на этой почве чувства тревожности, незащищенности,
комплекса неполноценности. Основной источник этих проблем — определенные
нарушения, ограничивающие возможности человека (трудности, связанные с
контролем за своим поведением, ограниченные способности к самообслуживанию,
передвижению, обучению, способности самостоятельно ориентироваться в
окружающей среде, осуществлять трудовую деятельность, устанавливать
оптимальные контакты с другими людьми и др.).
Но есть и другая сторона проблемной ситуации — негативное отношение здоровых
людей к инвалидам. Исследования американских социологов показывают, что
отношения эти носят характер “доминирования-подчинения” и порождают
противоречивые чувства — с одной стороны, неприятие или даже враждебность, с
|
|
другой — симпатию и сочувствие. Поэтому программы для этой категории должны
носить прежде всего социально и психолого-реабилитационный характер.
Методология их формирования — не изоляция, а социальная интеграция, включение
человека в различные виды и сферы общественной деятельности и социальные
институты (путем формирования социальных навыков, отработки правил и норм
общения); изменение отношений здоровых к лицам с физическими и психическими
недостатками.
Программы для инвалидов могут иметь различную направленность[87]:
— Программы психологической реабилитации. Основной целевой установкой
таких программ является формирование психологических качеств и способностей,
обеспечивающих мотивационную готовность и успешность человека в различных
сферах деятельности, и прежде всего в образовательной и трудовой.
Основными задачами таких программ являются:
— восстановление и развитие интеллектуальных функций (психомоторики, памяти,
интеллекта, мышления и др.);
— снижение уровня локальных эмоциональных расстройств (возбудимости,
тревожности, эмоциональной неустойчивости и т.д.);
— развитие навыков и способностей к волевым усилиям и психической саморегуляции;
— повышение коммуникативной культуры личности (развитие коммуникативных
навыков, оптимизация отношений в семье, расширение круга интересов,
формирование социальных ценностных ориентаций);
— формирование адекватного отношения к собственному “Я” (адекватной
самооценки, понимания своих проблем и возможностей);
— развитие навыков творческого самовыражения и принятия решений, потребности
|
|
в самореализации в социально значимых формах.
В процессе разработки психолого-реабилитационных программ необходимо
определить целевые установки и задача проекта в зависимости от
функционального состояния, имеющихся нарушений и ограничений, возрастного
этапа развития, а также реабилитационных возможностей планируемых в рамках
проекта средств и методов.
Психолого-реабилитационные программы могут включать такие методы и способы
организации аудитории как психологический тренинг (аутотренинг, тренинг
креативности, коммуникативный тренинг и др.), психотерапию (в том числе
семейную), игротерапию (сюжетно-ролевые, спортивные, диагностические,
дитактические, вербальные и другие игры), арттерапию, библиотерапию (как
один из ее вариантов — сказкотерапию), психологические консультации и др.
Социально-реабилитирующие программы решают задачи успешной социализации
детей с ограниченными возможностями путем включения их в различные формы
внеобразовательной социокультурной практики, способствуют социально-средовой и
социально-бытовой адаптации в зависимости от имеющихся нарушений и ограничений
жизнедеятельности, содействуют наиболее эффективной подготовке к труду и
самостоятельной жизнедеятельности (включая формирование навыков
самообслуживания), развивают пространственно-временные представления
(социально-бытовая ориентировка, ориентация в пространстве), расширяют
социальные связи человека со средой (например, посредством включения ребенка в
деятельность общественных организация, учебно-воспитательных, спортивных и
культурно-досуговых учреждений).
Одной из форм выработки навыков взаимодействия с социумом может стать
социально-психологический тренинг, в рамках которого проигрывается активная
роль инвалида в общении с другим человеком, обсуждается его положение в
обществе, формируется положительная “Я-концепция”, обретается уверенность в
себе; происходит отработка социальных навыков и специфических социальных
умений: поиск работы, взаимоотношений в семье, дружба, ухаживание и т.д.
Вторая группа задач в рамках социально-реабилитирующих программ должна быть
ориентирована на здоровых людей — формирование у них соответствующей
установки по отношению к инвалидам (т.е. научить принимать и ценить людей с
физическими и умственными недостатками; изменить установку здоровых людей,
придать ей позитивный характер). В рамках такого рода программ можно
предусмотреть специальные уроки в школах, которые будут включать наблюдение и
помощь инвалидам, общение с ними, вхождение в их ситуацию (например, здоровые
дети двигаются с закрытыми глазами, примеряют ортопедическую обувь, пробуют
освоить книги для слепых и др., после чего проводятся дискуссии, дети
описывают свои переживания). За рубежом практикуется создание кукольных
театров, в которых часть персонажей представлена куклами-инвалидами. Задача
таких спектаклей — передать детям убеждение, что инвалид имеет право быть
принятым в общество таким, какой он есть.
Профессионально-ориентационные и реабилитационные программы обеспечивают
адекватное профессиональное самоопределение (выбор профессии в соответствии с
индивидуальными возможностями личности и запросами общества); формируют
ценностные ориентации, мотивы и установки по отношению к определенным видам
профессиональной деятельности, воспитывают трудолюбие, развивают инициативу,
предприимчивость, творчество.
Например, проект “Выбор профессии” решает задачи профессионального
самоопределения детей с различного рода отклонениями в развитии, помогая
человеку понять себя, свои сильные и слабые стороны, интересы и ценности,
|
|
уровень способностей и границы возможностей, определить перспективы
профессионального образования и трудовой жизни в целом. Формы и содержание
деятельности в рамках проекта выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить
пять аспектов личностного развития и профессионального самоопределения: а)
“Образ “Я” — знание себя, своих качеств, способностей и возможностей, сильных и
слабых сторон; б) “Мои социальные роли” — выработка позиций и адекватных
ожиданий личности в отношении семьи, друзей, общества, трудовой деятельности;
в) ”Работа” — моделирование вариантов максимально эффективного использования
своего потенциала на рынке труда, возможных условий профессионального
самоопределения и роста; г) ”Карьера” — осознание карьеры как способа
достижения личного успеха и удовлетворенности трудом, как нелинейной модели
продвижения по служебной лестнице, которая не исключает последовательную смену
видов деятельности, профессий и даже мест работы, где периоды работы могут
чередоваться с безработицей; д) “Изменение” — развитие качеств и способностей
личности, обеспечивающих ее адекватную реакцию и успешную адаптацию к
возможным изменениям, формирование навыков решения социальных и личностных
проблем.
В рамках такой программы можно предусматривать практику-стажировку
подростков на конкретных рабочих местах — в различных фирмах (помощник
секретаря, лаборант, экспедитор), учреждениях образования (помощник
психолога, социального педагога), здравоохранения и социальной защиты
(санитар, сиделка, помощник социального работника), на производстве и в
торговле (розничная продажа и торговля, обслуживание и ремонт).
Формами реализации программ, обеспечивающих профессиональное
самоопределение и направленных на решение психофизических и
социально-психологических проблем путем включения подростка в различные виды
трудовой деятельности, могут быть:
— производственные мастерские при школьных учебно-производственных комбинатах
|
|
(или непосредственно при коррекционных школах);
— предпринимательские мини-фирмы, участие в которых будет способствовать
развитию навыков предпринимательской деятельности, приобретению опыта
организации собственного дела;
— производственные кооперативы (в том числе и совместного труда с родителями,
сверстниками, педагогами).
Профессионально-образовательные программы. Их основная задача —
подготовка человека к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях
рыночной экономики, помощь в овладении знаниями, умениями и навыками в области
рекомендуемой профессии.
В качестве примера проектного решения такого рода задач можно привести
программу “Технология ”, которая сегодня вводится как в
общеобразовательные, так и коррекционные школы. Программа включает основы
экономики, менеджмента, бизнеса, маркетинга, предпринимательства. В рамках
программы подростки знакомятся с наиболее распространенными и перспективными с
точки зрения будущего трудоустройства технологиями — графикой, технологиями
обработки ткани, пищевых продуктов, художественной обработки материалов,
информационными, оформительско-дизайнерскими и строительными технологиями.
Рост числа инвалидов[88], превращение их
во все более значимую в количественном отношении социальную группу диктует
необходимость поиска принципиально новых подходов к решению проблем
социально-психологической и социально-культурной реабилитации инвалидов,
актуальность разработки научно-обоснованных принципов, приоритетов и
механизмов специализированной социокультурной политики в отношении
данной группы населения, учитывающей ее количественные и качественные
особенности, региональные возможности и специфику современной социокультурной
ситуации[89].
В качестве примера одного из возможных подходов к решению данной группы задач
приведем обоснование замысла научно-исследовательского проекта “Культура
и инвалиды”, актуальность которого определяется повышением удельного веса
инвалидов в социально-демографической структуре общества, с одной стороны, и
отсутствием на региональном уровне концепции реабилитации инвалидов средствами
культуры и искусства — с другой.
Методологию, основную идею и содержание данного исследования определяет
характер проблем инвалидов, которые возникают в системе “человек — среда” и
носят, преимущественно, социально-личностный характер, т.е. переживаются
личностью как трудности и препятствия, возникающие в процессе удовлетворения
значимых социальных потребностей (непризнание ближайшим окружением,
отверженность, социальная незащищенность, неблагоприятное самочувствие в
социальной среде, неадекватная оценка со стороны других, отсутствие
эмоциональной поддержки, чуткости, внимания, внутренний дискомфорт и чувство
неполноценности, отсутствие условий для самореализации в сфере досуга и
др.).
Носителем обозначенных выше проблем является сам инвалид, однако в качестве
объекта социально-культурной и социально-педагогической регуляции необходимо
рассматривать не столько инвалида, сколько его социальное окружение, которое
в результате целенаправленных акций и мероприятий должно принципиально
измениться, ибо обрести социальный статус, ощутить личностную значимость
человек может лишь тогда, когда изменится отношение к нему со стороны
общества, его социальных институтов, ближайшего социального окружения.
Цель исследования — разработать теоретические и организационно-методические
основы социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства с
учетом региональной специфики.
Задачи исследования: выявить социальные, социально-культурные и личностные
проблемы различных категорий инвалидов; исследовать потенциал и специфику
различных видов художественной деятельности как средства социальной
реабилитации и адаптации; изучить современное состояние и определить
институциональные ресурсы совершенствования социокультурной реабилитации
инвалидов; определить приоритетные направления деятельности учреждений
культуры и досуга по социальной адаптации и реабилитации инвалидов;
разработать теоретические и методические основы формирования социально-
культурных программ, оптимизирующих социальное и психологическое самочувствие
инвалидов; скорректировать приоритеты региональной культурной политики с
учетом актуальности проблемы социокультурной реабилитации лиц с ограниченными
возможностями; разработать межотраслевую региональную концепцию
социокультурной адаптации инвалидов.
Содержание работы в рамках проекта: разработка программы и инструментария
исследования; проведение социологического исследования с целью изучения
социальных и социально-психологических проблем инвалидов; контент-анализ
публикаций по проблемам социальной адаптации и реабилитации различных групп
инвалидов; подготовка и проведение серии поисково-диагностических деловых игр
по разработке социально-культурных программ, оптимизирующих отношения в
системе “инвалид — социальная среда”; анализ и обобщение результатов
исследования; разработка межотраслевой региональной концепции социальной
адаптации и реабилитации инвалидов; подготовка пакета методических
рекомендаций обществам инвалидов, органам власти, учебным заведениям.
Ожидаемые результаты:
1.Теоретическая концепция социально-психологической адаптации и социальной
реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, включающая: принципы
реабилитации и адаптации; региональные условия оптимизации социальной
адаптации инвалидов средствами культуры и искусства с учетом существующей
инфраструктуры; информационное, кадровое, правовое и организационное
обеспечение региональной политики социальной реабилитации инвалидов;
2.Теоретические и методические рекомендации по разработке социально-
культурных программ для инвалидов;
3.Рекомендации органам исполнительной власти, органам управления в сфере
культуры, образования, здравоохранения, политическим, общественным
организациям, деловым кругам по вопросам оптимизации процессов
социокультурной реабилитации инвалидов;
4.Рекомендации учебным заведениям Министерства культуры России по
корректировке учебных программ подготовки и пере-подготовки специалистов,
способных квалифицированно осуществлять функции социальной реабилитации
инвалидов средствами искусства;
5.Предложения по законодательному обеспечению социально-культурных прав
инвалида в условиях рыночной экономики и с учетом опыта и традиций
международного права.