Религии Индии: брахманизм, индуизм, джайнизм

Нужно сказать, что религия Индии прошла ряд этапов, начиная с ведической религии – распространенной у индоарийских племен и характерной обожествлением сил природы (основа – жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом, выполняемые брахманами. Боги – Варуна, Индра, Агни и Сома), затем преобразовавшись в брахманизм (1-е тыс. до н.э.) – развившийся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племен местных культов автохтомного населения. (Верховные боги – Брахма, Вишну, Шива. Большую роль играют анимистические представления и культ предков). Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивающие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерждений. Своиственно кастовое устройство общества (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) И, наконец, индуизм – основа которого – учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздания (карма) за добродетельное или дурно поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений и соблюдением кастовых бытовых правил. Мир – упорядоченное целое. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных домашних алтарей, в священых местах. В качестве священных почитаются животные - корова, змея, реки (Ганг), растения (лотос) и др. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества, что особенно проявилось в учении бхакти. Современный индуизм существует в иде двух течений: вишнуизма и шиваизма.

Философское обоснование индуизма заключается в шести системах: санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта.

Индуизм,джайнизм, сикхизм.национальные религии Индии. Последователи И. (индуисты, иначе - индусы) живут преимущественно в Индии (около 95 % всех индуистов).

Истоки И. восходят к натурализму религий древних ариев и индийских племён. В результате синтеза, в котором основные структурные элементы шли от ведической религии, возник брахманизм. И. же обычно называют ту форму брахманизма, которую он принял в 1-м тыс. н. э. Таким образом, ведическая религия, брахманизм и И. представляют собой исторические этапы развития одной религиозной системы, причём на поздней ступени эволюции эта система становится очень расплывчатой, объединяя последователей не столько общими идейно-теоретическими принципами, сколько специфическим типом религиозного поведения и мышления.Уже в 8-6 вв. до н. э. разрушение и гибель родоплеменной демократии, усиление эксплуатации трудящихся масс и др. факторы породили множество еретических учений и сектантских движений, выступавших против привилегий брахманства (монополизировавшего осуществление культа и обрядов). Главным критерием добродетельной жизни в этих учениях и сектах считалось не соблюдение внешней обрядности и ритуализма, а постижение (тем или иным путём) внутреннего смысла и сути бытия. Наиболее значительным результатом этого процесса можно считать появление упанишад (философских комментариев к ведам),учений буддизма и джайнизма. В 1-й половине 1-го тыс. н. э. в И. выделились два основных течения - шиваизм и вишнуизм. Собственно И. и существует в основном в форме этих двух течений, хотя внутри них или помимо них в И. остаётся и постоянно возникает множество сект, имеющих локальное значение (например, тантризм, сохраняющий сильную связь с древней магией.).В основе И. лежит реальная повседневная практика народных верований и обычаев, отличающаяся большим разнообразием в зависимости от местных этнических, национальных, социальных условий. Она состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов, предусмотренных на все более или менее важные случаи жизни верующего.Центрами отправления религиозного культа служат многочисленные храмы, священные места, но главным образом местные алтари. Руководителями и наставниками при этом выступают храмовое жречество, деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи и др. Многие культовые отправления совершаются перед домашним алтарём главой семьи. Индусский политеизм включил местные божества, обычно истолковывая их как частные проявления своих главных богов. Отсюда сложность образов главных богов, множество имён у них.. Все мужские божества имеют жён - богинь. Самостоятельное значение имеет только культ Дэви, жены Шивы (известной также под именами Дурга, Кали и др.),. В общинных верованиях значение культа богини-матери всё ещё очень велико. Обычно каждая деревня или община имеет своё собственное божество, даже в современной Индии (по её переписям) местные божества составляют основной объект поклонения для 80% индуистов. И. и входящим в него народным верованиям присущи анимизм, почитание предков, фетишизм, идолопоклонство, магия и т. п. В И. почитаются священными многие горы, реки (особенно Ганг), растения (например, лотос), животные (например, обезьяна, слон, змея и особенно корова). Предметом поклонения служит всякое необычное явление природы.Формой социальной организации индусов служит каста (От принадлежности к той или иной касте во многом зависят особенности культа и религиозного поведения индусов.Общим для всех индусов является учение о перевоплощении душ (сансара), по которому душа человека после его смерти воплощается в новую телесную оболочку растения, животного или человека. Благоприятный или неблагоприятный характер нового воплощения души, по представлениям индусов, зависит от кармы - воздаяния за совершенные поступки. Высшей религиозной целью считается достижение избавления от цепи перерождений - мокша.

Джайнизм В VI в. до н. э. в Индии, наряду с буддизмом, возникает еще одно религиозное направление - джайнизм. Его основателем был странствующий проповедник Вардхамана, которого позже стали называть Джина ("победитель") - отсюда происходит и название учения. Как и буддизм, джайнизм возник в среде придставителей касты кшатриев (воинов) и отражал то соперничество, которое еще велось между брахманами и кшатриями за лидирующее положение в обществе. Джайнизм отвергал ритуализм (прежде всего практику жертвоприношений) и абстрактный характер учения брахманизма, отвергал авторитет Вед и открыл доступ в свои общины представителям всех каст, хотя и не отказался от характерной для брахманизма кастовой системы. Основой джайнизма является учение о наличии в мире двух начал - дживы (живого), обладающего вечной душой и сознанием, и адживы (неживого), или бессознательной материи. Джива и аджива находятся в непрерывном взаимодействии, порождающем все явления жизни. При этом джива облекается в оболочку материальных частиц, называемых карма, которая образуюет ее тело. Это тело, сковывая душу, повергает дживу в страдание и заставляет ее бесконечно перерождаться в различных материальных оболочках - т. е. удерживает в состоянии "несовершенного" бытия. "Несовершенному" бытию противопоставляется мокша - состояние полного освобождения души от материальных уз, когда останавливается поток бесконечных перерождений и страданий и душа обретает способность управлять собственным бытием. Освобождения могут достичь только дживы, воплощенные в облике человека.

Каждый человек должен стремиться к освобождению от зависимости плоти и к достижению совершенного состояния души, в котором она приобретет четыре новых качества: безграничную веру, безграничное знание, безграничную силу и безграничное счастье. Для достижения освобождения человек обязан держать свою телесную оболочку под строгим контролем духа, поскольку душа достигает совершенства только после полного преодоления связующей силы плоти. При этом подчеркивается, что человек может достичь совершенства лишь своими собственными усилиями и никакая внешняя сила, никакое божество не может ему в этом помочь. Практическим путем, ведущим к освобождению, джайнизм считает аскетизм.. Он содержит такие правила, как полный отказ от одежды, соблюдение строгих постов, а также различные мучения и истязания плоти. Кроме подавления телесного начала, правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения ахимсы - отказа не только от убийства, но даже от причинения малейшего вреда любому живому существу. Ревностные джайны даже одевают на рот особые повязки, чтобы с воздухом случайно не вдохнуть мелкое насекомое, и не выходят на улицу с наступлением сумерек, опасаясь наступить в темноте на живое существо. Культовая практика джайнизма включает посещение храмов

Сикхизм Основателем сикхизма был гуру Нанак (1469-1539 гг.). Сикхизм провозгласил равенство всех людей перед богом, независимо от их касты и социального положения, а также отверг культовую обрядность и внешние формы почитания божества. Демократические принципы, которые утверждал сикхизм, обеспечили ему популярность среди самых широких слоев населения. Характерной особенностью сикхизма является то, что в нем практически отсутствует развернутая религиозно-философская система. В основе сикхизма лежит идея божественного начала, выражающего себя во всей природе и в человеке. Сикхам было одинаково чуждо как обожествление животных и поклонение статуям, как это принято в индуизме, так и образ Всевышнего, сотворившего мир, как учит ислам. В духовной поэзии сикхов безличный бог предстает в образе гигантского огня, искры которого разлетаются далеко вокруг. Эти искры и есть человеческие души. Души, заброшенные в мир, обрекаются на скитания из одной телесной оболочки в другую, подчиняясь закону кармы. И прекратить это мучительное странствие души не помогут ни жертвоприношения, не аскеза или отшельничество, ни далекие паломничества - т. е. ничто из того, к чему прибегают в своей практике индусы и мусульмане. Единственное, что приводит к желанной цели обретения спасения - это добрые дела, которыми очищается душа, преданная богу. Средством освобождения от кармы становится следование законам общины, и дисциплина воина начинает приобретать черты религиозного культа. Культовые обряды у сикхов существует, но их совершают не жрецы, а сикхи-воины. Отсутствие профессиональных священнослужителей И все же, отвергнув касты, сикхи фактически сами образовали гигантскую касту воинов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: