Природа профессиональной пригодности. Связь индивидуальных особенностей человека с конкретной профессиональной деятельностью

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют «задатками», то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха.Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека.Способности бывают общие и специальные. Общие способности есть у всех людей, только проявляются в разной степени. Они важны для всех видов деятельности. Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер.Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т.п. Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Учет своих профессиональных возможностей, то есть способностей – это необходимое условие правильного выбора профессии. Однако существуют способности, наличие или отсутствие которых может определить только специалист. Это - специальные способности - артистические, литературные, математические, лингвистические, музыкальные, - определяющие успешность в конкретных видах деятельности. Требования профессии называют еще профессионально важными качествами. Но есть универсальные качества, например, порядочность и ответственность, которые ничем нельзя компенсировать. Непорядочный или безответственный человек на своем рабочем месте способен создать много проблем, и чем выше его должность, тем он опаснее для окружающих.

Развитие профессиональной пригодности во взаимосвязи, взаимодействии с процессом развития субъекта деятельности, психического развития личности. Медицинский, физиологический, педагогический и психологический аспекты профессионального отбора и их особенности.

Профессиональный отбор – система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или групповой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях. Выделяются четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический.

Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем.

Физиологический профессиональный отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности.

Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков.

Психологический профессиональный отбор реализуется при помощи целого арсенала методических средств: вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных тестов, собеседования. Психологический отбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентации, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.

Психологический профессиональный отбор целесообразен и эффективен при выполнении следующих условий: 1. наличие объективной социально-экономической необходимости (например, наличие большого количества свободных работников на определенные профессиональные вакансии); 2. наличие определенного круга профессий, в которых профессиональная пригодность работника имеет большое значение для достижения им высокой эффективности труда (например, труд оператора, как напряженная и стрессовая деятельность, требует психологического отбора работников по фактору стрессоустойчивости); 3. наличие разработанной и апробированной системы отбора («батареи» диагностических методик, составленных в соответствии с принципами валидности, надежности, взаимодополняемости и взаимозаменяемости); 4. наличие специалистов, подготовленных для проведения профессионального отбора и имеющих практический опыт в организации и реализации процедур профотбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: