Закономерности поведения людей в аспекте управления

Данная группа законов (закономерностей) имеет в большей мере субъективный характер, т.к. она отражает менее устойчивые связи явлений и учитывает поведенческие особенности личности в процессе управления, а также физические возможности человека.

Для того чтобы эффективно управлять людьми, надо знать закономерности их поведения, реакцию людей на те или иные воздействия. Даже для того, чтобы управлять автомобилем, необходимо изучить законы его поведения, знать, что он сдвинется с места только в случае соединения двигателя с коробкой передач, знать, что попытка двинуться с места на пятой передаче заглушит двигатель, знать, как будет реагировать автомобиль на большой или малый поворот руля.

А как можно управлять людьми, не зная закономерностей их поведения?

Строго говоря, каждый из нас эти закономерности использует точно так же, как мы используем законы всемирного тяготения, хотя мало кто из нас в состоянии вспомнить его формулировку. Однако, не помня, как звучит закон всемирного тяготения, никто из нас не выпрыгнет из окна в надежде перелететь сотни метров и залететь в окно следующего здания. То есть мы пользуемся законом, не заботясь о его знании. Наш опыт подменяет нам это знание.

Точно также мы поступаем с законами (закономерности) поведения людей. Возможно, что психологи и социологи давно их сформулировали, проанализировали все вероятные ситуации, но, тем не менее, в практике управления они мало известны. Поэтому законы и закономерности используются не в полной мере, однобоко. Ведь если знать закон всемирного тяготения, то можно не только предотвратить падение, но и летать. Зная закономерности поведения людей ими можно управлять осмысленно, а не только на основе своего или чужого опыта.

Рассмотрим суть и механизм проявления этих законов (закономерностей).

1. Д еятельность человека порождена потребностью, подчинена мотивам и направлена на достижение определенного результата.

При этом деятельностью принято называть специфическую форму активного отношения человека к окружающему миру, которое он проявляет в целесообразном преобразовании этого мира.

Толчком к началу деятельности обычно служат возникающие у человека потребности - нужда в чем-то необходимом для его существования. Человеку свойственны различные потребности: жить, познавать, занимать определенное положение в обществе и др. Большинство из них он удовлетворяет посредством труда.

Появление у человека потребностей само по себе еще не порождает деятельности, возникает лишь общее неопредмеченное влечение его к чему-то, что может эти потребности удовлетворить. Деятельность же возникает только тогда, когда в сознании человека актуализируется конкретный предмет, который способен удовлетворить возникшие потребности и который становится целью этой деятельности. Однако далеко не каждый подобный предмет превращается в цель деятельности.

Человеку свойственно выбирать цель, исходя, при этом, не только из его способности удовлетворить потребность, но и в значительно большей степени из того, насколько эта цель будет соответствовать тем вещественным или идеальным факторам, ради которых он станет действовать. Подобные факторы, определяющие при данных потребностях выбор цели, а, следовательно, и направление деятельности, называют ее мотивами.

Таким образом, потребности можно рассматривать как начальный побудитель к деятельности, а мотивы - как его основную направляющую силу. Данное обстоятельство очень важно при рассмотрении взаимосвязей функций управления.

С выбором цели у человека, вместо общего влечения, возникает уже конкретное желание достичь этой цели, добиться конкретного результата.

В условиях разделения труда человеку приходится выполнять такие функции, которые сами по себе непосредственно не удовлетворяют его потребности. В подобных случаях потребность человека удовлетворяется тем вознаграждением, которое он получает за долю своего участия в коллективном труде. Побуждением же к такой деятельности у отдельного человека являются мотивы общего коллективного труда, которые заключают в себе и личные мотивы его деятельности.

Игнорирование данной закономерности со стороны руководящего состава может привести к чувству неудовлетворенности у отдельных подчиненных, снижению их интереса к трудовой деятельности и эффективности функционирования организации в целом.

2. Человек стремится достичь результатов своей деятельности с минимальными затратами для себя.

Действительно, для человека его труд, его физические и материальные затраты, да и просто его время являются реальными ценностями, поэтому человек в своей деятельности объективно стремится сберечь эти ресурсы, так как они небезграничны и требуют, в свою очередь, определенных затрат на их восстановление.

3. Человек действует так, чтобы в результате получить максимально необходимое ему поощрение и минимальное наказание.

Формально нам необходимо и доказательство этого закона. Оно простое. Попытайтесь доказать, что это не так, что есть люди в здравом уме, которые будут действовать с целью получения максимального наказания. Зачем им это?

Другое дело, что нельзя узко трактовать понятия "поощрение" и "наказание". Возьмем крайние случаи: то, что в обыденной жизни воспринимается как страшнейшее наказание, в экстремальной ситуации может оцениваться как поощрение, как то, к чему человек стремится.

Скажем, у человека сильные, непереносимые физические боли, от которых он не в состоянии избавиться. Тогда для него собственная смерть может быть некоего рода поощрением. Сильнейшую боль человек может испытать из-за потери чести, совести, а сильнейшим поощрением для него послужит слава от служения обществу, от самосознания пользы своей смерти для общества. И в этом случае смерть можно сравнить с поощрением.

На Древнем Востоке бойцов специального назначения учили способам самоубийства даже в связанном состоянии (если это кому-то интересно, путем сворачивания себе шеи резким поворотом головы, а если и это невозможно, то, откусывая язык и отсасывая собственную кровь). Боец, зная, что жестокой пыткой его заставят заговорить, во имя общества и чести выбирал себе смерть, смерть Человека, как поощрение. Но это, конечно, крайние случаи.

В обыденной жизни поощрения, которыми можно задать поведение людей, проще. Обычно это деньги, а если в обществе ценится честь и слава, то и они. Поощрением может быть также отсутствие наказания. Иными словами, поощрение - это приобретение чего-то ценного для данного человека, а наказание - потеря или недополучение его.

У третьей закономерности поведения людей есть следствие: человек в процессе своей деятельности стремится уйти от ответственности.

Ответственность - это наказание. Человек не любит, когда его наказывают, поэтому уход от наказания становится его одной из главных задач.

Работа любого человека всегда состоит из нескольких стадий: уяснение задачи и оценка обстановки, принятие решения и собственно действия. Это не трудно понять, если вдуматься в то, что и как вы делаете лично. Однако в цепочке этого процесса действием, влекущим за собой ответственность человека в виде наказания, является принятие решения. От того, правильно или неправильно оно принято, зависит, будет наказание или поощрение.

Часто возникает заблуждение, что более важными являются стадии оценки обстановки или самого действия по исполнению решения, но это не так.

Довольно часто человек совершенно не ориентируясь в обстановке, будучи не в состоянии ее оценить, решение принимает случайное, наобум, которое в силу благоприятного стечения обстоятельств может оказаться правильным и наказания не будет. Кроме того, чем более высокую ступень лестницы управления занимает человек, тем меньше его личное участие в оценке обстановки, поэтому он уже не в состоянии оценить ее сам. Это делают специальные люди - штаб, а начальнику поступают итоги их работы и варианты решений.

Что касается действий человека - руководителя, то их часто производят другие люди, так как итогом решения руководителя является приказ исполнителям.

4. Закон власти: «Человек делает только то, что указывает ему инстанция, которая поощряет или наказывает его. Он этой инстанции подчиняется, она имеет над ним власть».

Основа власти в подчиненном, и возникает она только тогда, когда подчиненный начинает исполнять команды начальника. Пока вы не подчиняетесь никому, никто не имеет над вами власть, она отсутствует, ее нет. Таким образом, в создании власти главное лицо - подчиненный. Каким образом руководящий орган заставит подчиниться - это второй вопрос, но для власти главная составляющая - воля подчиненного.

Здесь нельзя суживать понятия. Властной инстанцией могут быть не только руководители (начальники), но и обычное любопытство, желание узнать новое, творить и получать от этого удовлетворение. Учет данной закономерности весьма важен с точки зрения эффективного управления любыми коллективами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: