Характеристика дивизиональной структуры управления

Разновидностью иерархического типа организации управления является весьма сложная и разветвленная структура, получившая название дивизиональной (отделенческой) структуры управления (рис.4.7), первые разработки которой относятся к 20-м годам ХХ столетия. Ее родоначальниками считаются компания «Дженерал моторс» и автомобильная промышленность. В основе дивизиональной структуры лежит удачный опыт построения германской армии, передавшей структуре свое «военное» название. В США дивизиональные структуры используют около 90% крупных компаний, в странах Западной Европы и Японии – более половины.

В этой структуре сочетается централизация ряда функций на высшем уровне и децентрализация деятельности производственных (коммерческих) подразделений.

Высший уровень организации планирует и распределяет основные ресурсы, т.е. принимает стратегические решения, в то время как подразделения принимают оперативные решения и ответственны за получение прибыли, являясь «центрами прибыли».

Дивизиональную структуру иногда определяют как «скоординированную децентрализацию».

Она широко используется в условиях многопродуктового производства (коммерции) или в многонациональных компаниях, в которых при территориальной разобщенности необходимо автономизировать отделения, действующие в различных регионах страны или странах. Особенно эффективно она применяется в отраслях, наименее подверженных колебаниям рыночной конъюнктуры и практически не зависящих от технологических нововведений.

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а

менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев:

по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация);

Высший руководящий орган
Продукт А
Продукт Б
Продукт В
Регион 1
Регион 2
Производство
Маркетинг
Страна 1
Страна 2
Производство
Маркетинг
Производ-ство
Маркетинг
Рис.4.7. Смешанная дивизиональная структура управления

по ориентации на потребителя (потребительская специализация);

по обслуживаемым территориям (региональная специализация).

При дивизиональной структуре организация может рационально управлять разными видами деятельности на различных рынках. Руководители производственных отделений в зависимости от изготовляемой ими продукции, оказываемых услуг и закрепленной за ними территории координируют деятельность не только «по уровням», но и «по функциям». В результате ускоряется процесс принятия решений, повышается качество реализации, улучшается адаптивность структуры, ее реакция на внешние воздействия.

В то же время дивизиональные структуры управления приводят к росту иерархичности, т.е. вертикали управления, связанной с необходимостью формирования промежуточных уровней менеджмента. Дублирование функций управления приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата. Возможна потеря контроля над региональными отделениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: