Теоретические положения Т. Мальтуса о стоимости, «третьих лицах» и воспроизводстве

ТОМАС РОБЕРТ МАЛЬТУС (1766–1834) –представитель классической политической экономии Англии. Результаты его научных изысканий ценны для современной эк-кой теории. Т. Мальтус родился в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и экономистами своего времени. Как младшему сыну Мальтусу, по обычаю, предназначалась духовная карьера. Закончив колледж Кембриджского университета, он принял духовный сан и получил в сельском приходе место второго священника. Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 стал одновременно преподавать в коллед­же. При этом все свое свободное время он посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи эк-ких процессов и природных яв­лений. Наиболее известными работами Мальтуса считаются: «Опыт о законе народонаселения» (1798), «Исследование о природе и возрастании земельной ренты» (1815), «Принципы политической экономии» (1820).

ТЕРИЯ СТОИМОСТИ. В работе «Принципы политической экономии» Мальтус рассмотрел ряд теоретических положений о стоимости, прибыли и воспроизводстве. Теории стоимости и прибыли Мальтуса практически повторяют идеи, высказанные Рикардо. Последнюю оба автора представляли себе в качестве составной части цены. Причем, по формулировке Мальтуса, для ее выявления из цены повара следует вычесть издержки в процессе производства на труд и капитал.

Личный вклад Мальтуса в разработки классической политической экономии и концепции рыночных эк-ких отношений отнюдь не ограничивается выявлением взаимосвязи эк-ких процессов и природы или полемикой с Рикардо, помо­гавшей обоим ученым вносить коррективы в свои теоретические и методологические позиции. Важный аспект, в котором Мальтус пошел дальше других экономистов той поры и кото­рый остался в истории эк-кой мысли, – его исследова­ние проблем реализации совокупного общественного продукта. Дело в том, что в соответствии с достигнутым к началу 19 в. «классиче­ской школой» уровнем эк-кой теории ключевой проблемой в экономике счи­талось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего роста про-ва. Возможные трудности в потреблении, т.е. реализации производимой товарной массы, во внимание не принима­лись.

Учитывая определенную тенденциозность суждений своих пред­шественников и современников «по школе» о производительном и непроизводительном характере труда различных «классов» общества, Мальтус в «Принципах...» выдвинул неожиданное в ту пору по­ложение о недостижимости достаточного спроса и полной реализации производимого общественного продукта без посильного и столь же необходимого участия в этом наряду с производительными классами и «непроизводительных классов» (так называемых третьих лиц – землевладельцев, аристократию, церковных служителей, чиновников), которые ничего не продают, а лишь покупают товары, тем самым оплачивая прибыль.

Впрочем, в частной переписке Мальтус и Рикардо не обошли и проблемы теории реализации. Они были солидарны в отноше­нии того, что касалось возможности облегчить бремя безработицы путем реализации общественных программ, как, например, дорож­ного строительства. Но Мальтус, судя по его высказываниям в «Принципах...», был убежден в том, что «одна только покупатель­ная способность работающих классов не в состоянии обеспечить стимулы для полного использования капитала» и что капиталисты, «по предположению, обрекли себя на бережливость, чтобы путем лишения себя привычных удобств и удовольствий сберегать часть своего дохода и накапливать предметы роскоши».

Исходя из этого заблуждения о «самоуничтожающихся сбере­жениях», Т. Мальтус, как и Д. Рикардо, считает, что пределов для расширения производства не существует. А на вопрос о масштабах перепроизводства отвечает: «Вопрос о перепроизводстве состоит исключительно в том, может ли оно быть всеобщим, так же как и затрагивать отдельные сферы экономики, а не в том, может ли оно быть перманентным, так же как и временным». Следовательно, по Мальтусу в отличие от Рикардо, возможны не только частные, но и общие кризисы. Но при этом оба они единодушны в том, что любые кризисы – явления временные.

Несмотря на то, что с высот современной экономической тео­рии концепция Т. Мальтуса о возможности полной реализации (а по сути предотвращения кризисов) посредством предъявляемо­го спроса «третьих лиц» в действительности подобного достичь не позволяет, ее значение, тем не менее, велико. Как признал более 100 лет спустя Дж. М. Кейнс, именно Т. Мальтус явился для него тем автором, кто вооружил его антикризисными идеями о факто­рах «эффективного спроса», роли в потреблении произведенного про­дукта промежуточных слоев общества и др.

ТЕОРИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА. Важный аспект, в котором Т. Мальтус пошел дальше Д. Рикардо и других экономистов той поры и кото­рый остался в истории экономической мысли, – это его исследова­ние проблем реализации совокупного общественного продукта. Дело в том, что в соответствии с достигнутым к началу XIX в. «классиче­ской школой» уровнем экономической теории (особенно «благодаря» А. Смиту и Д. Рикардо) ключевой проблемой в эконо­мике считалось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего роста производства. Возможные трудности в потреб­лении, т. е. реализации производимой товарной массы, во внима­ние не принимались и оценивались как частное преходящее явле­ние. Т. Мальтус в «Принципах» выдвинул неожиданное в ту пору положение о недостижимости достаточного спроса и полной реали­зации производимого общественного продукта без посильного и столь же необходимого участия в этом наряду с производительными класса­ми и «непроизводительных классов». Тем самым Т. Мальтус бросил сме­лый вызов тем, кто допускал абсурдную мысль о паразитизме огромных масс людей, относимых к непроизводительным классам из-за их дея­тельности, скажем, в вооруженных силах (армии) или религиозных и административных учреждениях и т. п. По мнению Т. Мальтуса, чиновничество и другие непроизводительные слои общества представ­ляют собой совокупность «третьих лиц», содействующих и созданию, и реализации общественного продукта. В частности, «по Мальтусу, интересы землевладельцев отнюдь не противоречат всегда интере­сам остального общества – напротив, экономическое процветание зависит от процветания класса лендлордов».

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА» И НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕН­ЦИИ В ТЕОРИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ Э. ЧЕМБЕРЛИНА.

ЭДВАРД ХЕЙСТИНГС ЧЕМБЕРЛИН (1889–1967) – глава отделения эк-кой теории Гарвардского университета. В 1965 был избран членом Американской экономической ассоциации. В трудах Чемберлина «Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости)» (1933), «На путях к более общей теории стоимости» (1957) содержится характеристика сущности монополий и убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия – такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».

Главной сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ ПРОДУКТА ». Он полагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».

Рынки, на взгляд Чемберлина, взаимосвязаны, поскольку на каждом из них независящие друг от друга продавцы вынуждены взаимодействовать для реализации близкой по своему назначению продукции. При этом ученый убежден, что «рынки в реальной действительности более или менее несовершенны». В результате каждый продавец рассматривается им в качестве монополиста, формирующего собственный круг покупателей, т.е. свой субрынок, за счет обладания своим «уникальным» товаром, и уровень «дифференциации продукта» которого отражает, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на рынке монополистом. Это означает также, что реальный объем предложения товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях «чистой» конкуренции.

Чемберлин отмечает, что основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака. Этот признак для покупателя может быть как реальным, так и воображаемым, лишь бы он привел к тому, чтобы было отдано предпочтение разновидности именно данного продукта.

Значит, продавец-монополист, по логике Чемберлина, может и увеличивать объем продаваемой продукции, прибегая посредством дополнительных затрат к снижению ее цены и полагая, что остальные продавцы одноименной «группы» товаров не смогут сразу поступить так же, т.е. повысить уровень издержек пр-ва. В этом, на его взгляд, основная причина того, что фирма-конкурент данной марки товара, снижая на него цену или осваивая выпуск нового конкурирующего товара, по сути не обеспокоена тем, что аналогичные меры будут предприняты другими конкурентами.

В развитие своей идеи о процессе «дифференциации продукта» Чемберлин обосновывает растущее влияние на этот процесс НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНЦИИ, имея в виду обусловленное особыми свойствами и индивидуальными особенностями качество товаров и рекламу.

Чемберлин высказал чрезвычайно важные положения о рекламе, отметив двойственную форму ее воздействия на спрос, т.е. ее влияние как на формирование потребностей, так и на их изменение. Влияние рекламы на увеличение спроса на продукт он увязывает с возможностью продавца сбывать большее количество своего продукта независимо от назначаемой цены, «чем без помощи рекламы». Но одновременно высказывается и напоминание о том, что доход от повторения рекламы увеличивается не бесконечно.

Основные заслуги Э. Чемберлина можно обозначить следующим образом. 1) Его суждения впервые подвели исследователей эк-кого либерализма к тому, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров. 2) Он показал, что монополия необязательно является следствием финансового контроля, концентрации пр-ва и централизации капитала. Следовательно, выдержать состязание с крупным производителем-монополистом и стать тоже монополистом может и мелкий и средний продавец или производитель. 3) Чемберлин выдвинул идею о том, что конкуренцию и монополию нельзя противопоставлять как взаимоисключающие категории. Это не альтернатива, а объективное сосуществование, предполагающее обязательное наличие друг друга. 4) Огромная заслуга Чемберлина в открытии и обосновании дополнительных неценовых условий усиления монополистической конкуренции – техническое усовершенствование, качество, особое обслуживание покупателей, обеспечивающие фирме респектабельную репутацию и преимущество на рынке. 5) Э. Чемберлин выдвинули положение о сохранении конкуренции и при «групповой монополии» – разделе сфер влияния на рынке между партнерами-конкурентами с целью реализации дифференцированной продукции без снижения цены до уровня предельных издержек.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: