Понятие исполнительной власти и ее место в системе разделения власти в Российской Федерации. Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

Признаки исполнительной власти:

• универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);

• предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов);

• принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия);

• организующий характер.

Основные организационно-правовые принципы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти:

- каждая власть имеет точно определенную компетенцию, без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;

- приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и законам;

- не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;

- осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой;

- гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции;

- для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов.

Применение требований законодательства судебной властью осуществляется преимущественно в негативных случаях, Т.е. - когда эти требования нарушаются, и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране.

Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть:

- отношения власти с гражданином;

- хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;

- отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» указом Президента было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В указе Президента РФ при определении структуры федеральных органов исполнительной власти они поделены на три группы. В первую группу входят федеральные министерства, федеральные службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам данной группы. Вторую группу составляют федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. В третьей группе – федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: