Язык и логика

Д.А.ЗУБКОВ

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЛОГИКА»

учебно-методическое пособие

для студентов дневной и заочной формы обучения

Чайковский, 2012


Автор – к.п.н. Зубков Д.А.

Рецензент – к.п.н., доцент Мухамитянов Ф.Д.

Курс лекций по дисциплине «Логика»: учебно-методическое пособие - утверждено

Учебно-методическим советом № ______ от ________________ 2012 г

Цель курса лекций – помочь студенту в освоении дисциплины «Логика». Курс включает: предисловие, где обосновывается значимость дисциплины; планы и содержание лекций; перечень основной и дополнительной литературы по каждой лекции.

Курс лекций предназначен для студентов ФГБОУ ВПО – Чайковский государственный институт физической культуры дневной и заочной форм обучения, в том числе обучающимся на индивидуальном графике.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Логика» является одной из основополагающих дисциплин, формирующих культуру мышления будущих специалистов.

Фундаментальной основой любой учебной дисциплины является понятийный аппарат и работа с ним. Дисциплина «Логика» закладывает основу для понимания и осознания основных форм и законов мышления, тем самым создает предпосылки для успешного усвоения учебного материала.

Настоящая разработка способствует закреплению теоретических знаний, обеспечивает возможность студентам, обучающимся на индивидуальном графике, организовать процесс самостоятельного изучения дисциплины.


ЛЕКЦИЯ 1

ЯЗЫК И ЛОГИКА

План лекции:

1 Объект, предмет и значение логики.

2 Сущность процесса познания.

3 Основные логические формы.

4 Язык логики: дескриптивные и логические термины.

5 Законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

Литература:

a основная литература:

1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 9 – 24; 85 – 95).

2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 7 – 27; 93 – 119).

3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 7 – 27; 93 – 119).

4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 77 – 101).

b дополнительная литература:

1 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 7 – 47; 161 – 175).

2 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 5 – 27).

3 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 5 – 11).

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность».

3 значения:

- как закономерность и взаимосвязь между событиями или поступками людей в объективном мире;

- как строгость, последовательность, закономерность процесса мышления;

- как наука, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Логика – наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир.

Объектлогики – мышление человека.

Предметлогики – логические формы, операции с ними и законы мышления.

Логическая форма – это способ связи эле­ментов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.


3 логические формы:

1 Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки предме­тов.

2 Суждение – форма мышления, в которой что-либо утвержда­ется или отрицается о существовании предметов, связях между пред­метом и его свойствами или об отношениях между предметами.

3 Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

ЯЗЫК ЛОГИКИ

Язык логики составляют две большие группы:

1 дескриптивные термины;

2 логические термины.

К дескриптивным терминам относятся:

1 Имена предметов слова или словосочетания, обозначаю­щие единичные предметы («Ари­стотель», «первый космонавт», «Чайковский государственный институт физической культуры» «7») или классы однородных пред­метов (например, «пароход», «книга», «спортсмены», «виды спорта», и др.).

В зависимости от наличия частей, имеющих самостоятельный смысл:

a простые («удар», «шаг», «дисциплина»);

b сложные («самый большой водопад в мире», «обитаемая планета Солнечной системы»).

В зависимости от обозначаемого предмета:

a. собственные – имена отдельных людей, предметов, со­бытий («П.Ф.Лесгафт», «Кама»);

b. общие – название класса однородных предметов, («спортсмены», «институт»).

2 Функции – выражения, содержащие одну или несколько переменных.

В зависимости от того, чем станет выражение после подстановки конкретных значений:

a именная функция – это выражение, которое при замене пе­ременных на постоянные превращается в обозначение предме­та («тренер спортсмена «y» – подставив вместо «у» конкретное имя, получим сложное имя конкретного тренера);

b пропозициональная функция – выражение, превращающееся в истинное или ло­жное высказывание при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области («z» – тренер спортсменов «х» и «y» – подставив вместо «z», «x» и «у» конкретные имена, получим либо истинное высказывание (если он действительно их тренирует), либо ложное (в том случае, если он не является их тренером));

В зависимости от числа переменных:

a одноместные – содер­жащие одну переменную («x – лыжник »);

b многоместные – содер­жащие две и более переменных («х > у»; «х + z»).

3 Предикаторы – слова и словосочетания, обозначающие свойства предметов или отношения между предметами.

В зависимости от того, что обозначает предикатор:

a одноместный – обозначают свойства («сильный», «смелый», «большой»);

b двухместный – обозначают отношения между двумя сравниваемыми предметами: («больше», «сильнее», «старше»);

c трехмест­ный – обозначает отношения между тремя сравниваемыми предметами («между» («Город Москва распо­ложен между городами Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону»).

4 Функциональные знаки – выра­жения, обозначающие математические функции, операции («сtg a», «+», «Ö» и др.).

К логическим терминам относятся:

1 Конъюнкция – соответствует союзу «и» – обозначается: a ^ b, или а • b, или а & b («Закончились лекции, и студенты пошли домой»).

2 Дизъюнкция – соответствует союзу «или» (нестрогая дизъюнкция – истинными могут быть одновременно оба суждения); «либо» (строгая дизъюнкция – слож­ное суждение истинно только в том случае, когда истинно одно из составляющих суждений, но не оба) – обозначается: a v b («Он или спортсмен или музыкант»)

3 Импликация – соответствует союзу «если... то» – обозначается: а → b. («Если будет хорошая погода, то мы пойдем в поход»).

4 Эквиваленция – соответствует словам «тогда и только тогда, когда», «эквивалентно» – обозначается: а ≡ b, или а ↔ b, или а→← b («Квадрат тогда и только тогда квадрат, когда это равносторонний прямоугольник»).

5 Отрицание – соответствует словам «неверно, что» – обозначается: ā, ~а («Тренировка сложная» (а); «Неверно, что тренировка сложная (ā)).

6 Кванторы – указывают, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части.

В зависимости от этого:

a кванторы общности – соответствуют словам «все», «каждый», «ни один», «никто» и т.д. – обозначаются: («Все студенты должны учить логику»);

b кванторы существования – соответствуют сло­вам «некоторые», «часть», «большинство» и т.д. – обозначаются: («Некоторые спортсмены - биатлонисты»).

ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

Логический закон – необходимая, существенная, устойчи­вая связь между мыслями.

1 Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе.

р есть р; р → р или р ≡ р,

Мысль должна иметь определенное устойчивое содержание и не подменяться другими мыслями.

Нарушение закона – «подмена понятий» («Один - про Фому, другой - про Ерему»).

(«Студенты прослушали разъяснения учителя». Здесь неясно, слушали ли они внимательно или, наоборот, пропустили его разъяс­нения).

2 Закон непротиворечия: высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них ложно.

«неверно, что «р» и «не р»»,

т. е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую («Этот студент сдал сессию» и «Этот студент не сдал сессию»).

3 Закон исключенного третьего: из двух противоречащих суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении одноистинно, а другоеложно, третьего не дано.

«либо «р», либо «не р»

Если суждение «Все студенты должны учить логику» истинно, то отрицание этого суждения «Некоторые студенты не должны учить логику» - ложно.

4 Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых, доказана.

«если есть q, то есть и его основание р».

Если истинность какой-либо мысли при­нята только на веру, то она не может считаться обоснованной.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: