Система обработки поездов и вагонов, которая предусматривает наиболее целесообразный порядок и последовательность обработки поездов и вагонов и ряда других операций с применением передовых методов и научной организации работы, представляет собой технологический процесс работы станции. В технологическом процессе указывается, какие технические операции выполняются на станции, в которой последовательности, в которые сроки и какие средства, а также какие именно работники (наборщике поездов, обозревателе вагонов, приемосдатчике грузов и т.д.) отвечают за выполнение каждой операции. Технологический процесс должен обеспечить высокую пропускную и перерабатывающую способность станции и ее основного звена - сортировочной горки, лучшее использование всех технических средств, и прежде всего вагонов и локомотивов, высокую производительность работы при безусловном соблюдении безопасности движения поездов, производства маневров и личной безопасности работников.
На основании технологического процесса работы станции обеспечивается правильное взаимодействие и слаженность работы разных ее частей; парка прибытия, сортировочной горки, парка сортировки, вытяжных колей, парка отправления технической конторы, грузового двора и т.п.
При разработке технологического процесса работы станции предполагается максимальное соединение во времени операций с поездами и вагонами, выполняемых разными работниками, обеспечение непрерывности операций, ведомость к минимуму межоперационных интервалов, обеспечение согласованности в действиях работников станции и других хозяйственных единиц, которые принимают участие в обработке поездов и вагонов. Должны быть обеспечены применения прогрессивных корм на отдельные операции с вагонами и составами, а также правильная четкая организация работы станции на основе диспетчерского руководства.
Технологический процесс работы станции разрабатывается на основе графика движения и плана формирования поезд, анализа работы станции и отдельных ее звеньев, объема и характера вагонопотоков и маршрутов их прохождения по станционным колеям и паркам, хронометражных наблюдений фактической работы и технических расчетов загрузки отдельных элементов станции (сортировочных горок, парков, вытяжных и сортировочных колей, маневровых средств), продолжительности отдельных операций по обработке поездов и вагонов с использованием передовых методов сортировочной работы на транспорте и приемов работы лучших работников станции.
Технология обработки поездов в отдельных парках станции представляется обычно графиками, где наглядно изображенные последовательность и продолжительность выполнения отдельных операций. Так, например, в табл. приведенный график обработки поезда в парке отправления.
Технологические процессы разрабатываются для сортировочных, участковых и больших грузовых станций. Для промежуточных станций в отделах движения отделений дорог разрабатывают порядок обработки на станции сборных поездов и нормы времени на подачу и уборку вагонов к разгрузочным фронтам.
Единым технологическим процессом устанавливаются: взаимная ответственность коллективов станций и подъездной колеи за выполнение единой нормы простоя вагонов, а также пооперационных норм обработки составов, групп и отдельных вагонов; порядок планирования работы, планирование и организации разгрузки и нагрузка, подачи и уборка вагонов; графики и нормы во исполнение маневровых операций; порядок обслуживания локомотивами станционных и подъездных путей и др.