Лекция 6. Общественные объединения как субъекты административного права

Право российских граждан на свободные объединения было провозглашено императорским манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. и закреплено в «Основных законах Российской Империи» 23 апреля 1906 г. Первым опытом законодательного осуществления свободы союзов стали изданные 4 марта 1906 г. Временные правила об обществах и союзах. Они определяли основы жизнедеятельности обществ до февраля 1917 г. Постоянный закон об обществах и союзах предложило Временное Правительство. Постановлением от 12 апреля 1917 г. был введен явочный порядок открытия обществ, а Постановлением от 19 июля – судебный порядок их регистрации и закрытия[10].

В Конституции РФ содержится право граждан на объединение. Правовой статус общественных объединений закрепляют Федеральный закон «Об общественных объединениях» 1995 г., Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 1996 г., Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г., Федеральнй закон «О политических партиях» 2001 г. и другие правовые акты.

Государственное регулирование деятельности общественных объединений сводится к их регистрации и контролю за соблюдением общественными объединениями законодательства и своих уставов. Государственная регистрация общественных объединений не является обязательной. Исключение составляют политические партии, а также профсоюзы. Общественное объединение регистрируются только в случае, если оно хочет получить статус юридического лица. Зарегистрированные общественные объединения вносятся в единый государственный реестр юридических лиц.

По территориальному масштабу деятельности выделяют:

1. Общероссийское общественное объединение – действует на территории более половины субъектов РФ.

2. Межрегиональное общественное объединение – действует на территории менее половины субъектов РФ.

3. Региональное общественное объединение – действует в рамках одного субъекта РФ.

4. Местное общественное объединение – действуют в пределах территории органа местного самоуправления.

Контроль за деятельностью общественных объединений осуществляет Министерство юстиции РФ и его территориальные органы, а также налоговые органы, которые осуществляют государственную регистрацию юридических лиц. Формами контроля органов юстиции за деятельностью общественных объединений являются:

- обязанность общественных объединений ежегодно представлять в органы юстиции сведения о продолжении своей деятельности. Неоднократное непредставление таких сведений является основанием для обращения органов юстиции в суд с целью признания общественного объединения утратившим статус юридического лица;

- руководящие органы общественного объединения обязаны допускать представителей Министерства юстиции РФ на проводимые общественным объединением мероприятия.

В случае несоблюдения общественным объединением требований законодательства и устава, органы юстиции имеют право вынести им предупреждение, которое может быть обжаловано в суде. После вынесения второго предупреждения органы юстиции вправе обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения. В необходимых случаях, установленных законом, деятельность общественного объединения может быть приостановлена на срок до 6 месяцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: