Нормы административного права – это правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления.
К числу особенностей административно-правовых норм можно отнести следующие:
- нацеленность на защиту публичных интересов;
- гипотеза не всегда четко выражена;
- наличие санкций в нормах об административных правонарушениях;
- преобладание императивных норм.
Существуют различные классификации норм административного права.
1. По предмету правового регулирования:
1.1. Материальные – закрепляют права, обязанности и ответственность участников административно-правовых отношений, например, право гражданина обжаловать действия должностного лица.
1.2. Процессуальные – определяют порядок (процедуру) реализации юридических прав и обязанностей, установленных материальным правом в рамках регулируемых управленческих отношений.
Процессуальные нормы имеют две разновидности:
а) административно-юрисдикционные нормы регулируют отношения, связанные преимущественно с применением мер принуждения (например, нормы раздела 4 КоАП РФ);
|
|
б) административно-процедурные нормы определяют порядок принятия решений, например, Регламент Правительства РФ устанавливает правила организации деятельности Правительства по реализации его полномочий, в частности, порядок подготовки правовых актов Правительства РФ.
2. По методу воздействия (по юридическому содержанию):
2.1. Обязывающие – содержат обязанности субъектов.
2.2. Запрещающие – содержат запреты на совершение определенных действий субъектами административного права, например, нормы законов о полиции, о внутренних войсках МВД РФ запрещают применять оружие против несовершеннолетних, женщин.
2.3. Управомочивающие (уполномочивающие, дозволительные) – позволяют осуществлять должное поведение.
2.4. Стимулирующие (поощрительные) – содержат меры поощрения субъектов административного права, например, законодательство о государственной службе предусматривает основания для поощрения государственных служащих.
2.5. Рекомендательные – довольно часто встречаются в переходных положениях, например, предложить поручить Правительству привести в соответствии с законом свои правовые акты. Рекомендательные нормы могут иметь юридически обязательный характер, а могут не иметь такого характера.
3. По юридической силе (по органу, издавшему соответствующую норму):
3.1. Нормы законов.
3.2. Нормы подзаконных актов.
4. По масштабу (территории) действия:
4.1. Федеральные (общероссийские).
4.2. Нормы, установленные субъектом федерации и действующие на его территории.
|
|
4.3. Муниципальные нормы.
В юридической литературе встречаются и другие классификации норм административного права.
Существуют две основные формы реализации административно-правовых норм:
1. Исполнение – точное следование участников управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые содержатся в норме. Участниками исполнения могут быть любые субъекты.
2. Применение – является исключительно прерогативой органов исполнительной власти и их должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями. Практически применение выражается в издании уполномоченным органом индивидуальных нормативных актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм, например, вынесение постановления по делу об административном правонарушении.
Некоторые авторы выделяют и такие формы, как соблюдение и использование, которые являются разновидностями исполнения.
Административно-правовые нормы имеют внешние формы выражения в нормативно-правовых актах различной юридической силы, именуемых источниками административного права. Источники административного права многообразны, отличаются большим объемом. К их числу относятся:
1. Международно-правовые акты, например, Европейская Хартия местного самоуправления, в статье 8 которой предусмотрен контроль за деятельностью органов местного самоуправления. В России Хартия ратифицирована 11 апреля 1998 г.
2. Конституция Российской Федерации, в частности, глава 6 «Правительство Российской Федерации».
3. Федеральные конституционные законы, например, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и многочисленные федеральные законы и законы Российской Федерации.
4. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, издаваемые на основе и во исполнение законов.
5. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на федеральном уровне соответствующие нормативные акты могут приниматься только министерствами. Нормотворчество федеральных служб и федеральных агентств запрещено. Однако в правовой системе акты федеральных служб и агентств продолжают действовать.
6. Правовые акты субъектов РФ. В Москве это прежде всего Устав города Москвы, 7 глава которого посвящена исполнительной власти г. Москвы. На уровне регионов изданием норм административного права занимаются все органы исполнительной власти субъектов.
7. Нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления также могут являться источниками административного права, т.к. в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.
Административно-правовые отношения – это урегулированные административно-правовой нормой управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Признаки административно-правовых отношений (но не особенности, ибо многие из признаков аналогичны правоотношениям других отраслей публичного права):
1. Властеоотношения, предполагающие у одной из сторон властные полномочия. Их схема: власть – подчинение. Административно-правовые отношения противопоставляются гражданско-правовым отношениям, основанным на равенстве сторон.
2. Такие отношения складываются в сфере государственного управления.
3. Для них характерно неравенство сторон, т.к. имеет место доминирующее положение одной из сторон – субъекта управления. Но есть и отношения, основанные на равенстве, например, при заключении административного договора.
|
|
4. Административно-правовые отношения всегда имеют обязательную сторону, без которой они не возникают – это орган государственного управления либо его должностное лицо. Подобные отношения не могут складываться между гражданами, а также негосударственными организациями между собою.
5. Эти отношения могут возникать вопреки желанию одной из сторон (например, применение мер административной ответственности). А вообще возникают по инициативе любой из сторон.
6. По своей сути они являются организационными, т.к. преследуют цель не только организации собственной работы аппарата управления, но и воздействуют на всех, кто соприкасается со сферой государственного управления.
7. Споры между сторонами этих отношений разрешаются в административном или судебном порядке.
8. Ответственность одной из сторон этих отношений возникает перед государством, а не перед второй стороной в лице государственного органа или должностного лица.
Субъектов административно-правовых отношений в настоящее время можно классифицировать на индивидуальных (граждане, иностранцы, лица без гражданства, государственные и муниципальные служащие) и коллективных (органы исполнительной власти, местного самоуправления, общественные объединения, предприятия).