Основные категории экономики управления качеством

Известно, что в современных условиях экономически успешная деятельность товаропроизводителя обеспечивается выпуском продукции, которая удовлетворяет следующим требованиям:

в полностью соответствует запросам потребителей;

отвечает требованиям общества, учитывает требования безопасности и охраны окружающей среды;

удовлетворяет действующим стандартам и ТУ;

предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;

является экономически выгодной для производства.

Как указывается в международных стандартах серии ИСО 900С эти требования к продукции могут быть обеспечены через проектирование и внедрение эффективной системы управления качеством в организации.

Такая система как товаропроизводителю, так и потребитель позволяет решать проблемы, связанные с выгодами, затратами и рисками в условиях, когда предложение превышает рыночный спрос. При этом указанными международными стандартами рекомендуются следующие меры.

При решении проблем, связанных с получением прибыли потребителями, особое внимание уделять вопросам улучшения функциональной пригодности товаров, а значит, более полном удовлетворению потребностей клиентов и росту доверия с их стороны к товаропроизводителю.

При решении проблем, связанных с получением прибыли товаропроизводителями, уделять особое внимание повышению рентабельности и увеличению контролируемой доли рынка.

При решении проблем, связанных с затратами потребителя, уделять внимание как его затратам на приобретение продукции, так и всем видам затрат на использование данной продукции по назначению.

При решении проблем, связанных с затратами товаропроиз­водителей, уделять особое внимание издержкам предприятия вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и отклонений от требований к качеству, включая конструктивные недостатки продукции, требующие дополнительных расходов товаропроизво­дителей на переделки, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантийное обслуживание и ремон­ты в процессе использования продукции по назначению.

При решении проблем, связанных с рисками потребителей, уделять особое внимание таким рискам, которые связаны со здо­ровьем и безопасностью людей, неудовлетворенностью продукци­ей, эксплуатационной готовностью, рекламациями и потерей до­верия.

При решении проблем, связанных с рисками товаропроиз­водителей, уделять особое внимание рискам, связанным с дефект­ной продукцией, которые ведут к потере авторитета и репутации, потере рынка, претензиям потребителей и рискам, юридической ответственности.

Рассматривая широкий круг задач, решаемых в рамках управ­ления качеством, применительно к специфике экономики управ­ления качеством следует выделить две основные:

определение наиболее целесообразного, обеспечивающего необходимую конкурентоспособность уровня качества (А);

обеспечение достижения заданного уровня качества (Б).

Методология и критерии, которые применяются при решении данных задач, аналогичны общепринятым в классической экономике. Отбор вариантов и принятие решений проводятся путем сравнения достигаемого эффекта с затратами, которые необходи­мы для его достижения, т.е. оценкой эффективности. Специфика экономики управления качеством связана с особенностями дан­ных оценок при решении вышеназванных задач (А и Б) и приме­няемых показателей.

Рассмотрим основные понятия, которые используются в эко­номике управления качеством. Особое значение при этом имеет раскрытие социально-экономического содержания понятия «по­требительная стоимость». Необходимо прежде всего учитывать двойственный характер этой категории.

С одной стороны, потребительная стоимость — это экономи­ческое отношение, между субъектами, в процессе ее потребления как материально-вещественного образования и воплощение зат­рат труда, использованного на создание этого образования. Как экономическое отношение между людьми потребительная сто­имость выражается, как правило, в экономии затрат труда, выяв­ляемой в процессе ее потребления.

С другой стороны, потребительная стоимость — это материаль­но-вещественный полезный результат производства, и как тако­вая она выступает носителем экономического отношения во вза­имосвязи между производителем и потребителем.

В экономике управления качеством потребительная стоимость отождествляется с полезностью. Ведь именно полезность объекта делает его потребительной стоимостью. Количественная сторона потребительной стоимости как экономической категории — это степень, мера удовлетворения определенной потребности в дан­ном объекте. Таким образом, полезность объекта — это способ­ность обладать потребительной стоимостью.

Вышесказанное определяет взаимосвязь понятий «качество», «полезность», «потребительная стоимость». При этом качество выражает не просто полезность объекта, а степень его полезнос­ти. То есть получается цепочка, в которой затраты на качество определяют его уровень, а уровень качества определяет степень полезности объекта, непосредственно в потребительской стоимости.

В то же время ценность, полезность объектов не всегда одно­значно определяются их количеством и качеством. Например, удвоение производительности станка по сравнению со старым еще не означает, что он стал в два раза полезнее. Если потребителю ее увеличение в таком размере не требуется, то не может быть и речи о прямо пропорциональном увеличении полезности.

То есть в общем виде

П= VK, (6-1)

где:

П — полезность объектов;

V— количество объектов;

К — качество объектов.

Следовательно, качество может определять полезность только в преломлении с запросами конкретного потребителя.

Применяя понятие потребительной стоимости по отношению к конкретному объекту, можно говорить об общей экономической основе потребительной стоимости и качества, так как обе эти ка­тегории связаны с удовлетворением определенных потребностей.

В связи с этим изменение потребительной стоимости (степе­ни полезности.) является одним из видов экономических эффек­тов от изменения качества.

Он, в первую очередь, связан с предложением рынку нового объекта, нового качества, приводящего к повышению доли рын­ка, оборота, имиджа фирмы, удовлетворенности клиентов, побе­дам над конкурентами и т.п.

Второй вид экономического эффекта определяется степенью обеспечения фирмой предлагаемого рынку качества. Он оценивает негативные для фирмы последствия, которые связаны с тем, что реальное качество не соответствует проектному, а также тому ка­честву, которое фирма «обещает» потребителям в своих проспек­тах, рекламах, контрактах и т.д.

Данный вид эффекта носит название «предотвращенный убыток». Предотвращенный убыток — это невозникший, благодаря мерам по обеспечению качества, отрицательный экономический результат.

Предотвращенные убытки бывают двух родов:

Положительный ущерб, определяемый уменьшением налично­го имущества. Например, к такому ущербу приводят потери от брака.

Упущенная выгода — недополучение тех имущественных благ, которые могли бы быть получены, если бы было обеспече­но обещанное (заявленное) потребителю качество. Например, если бы не было рекламаций, штрафов, связанных с отклонением объектов от установленных норм.

Эффективное управление качеством позволяет реально повысить производительность предприятия, в первую очередь за счет умень­шения затрат материалов и труда на тот же объем производства.

Таким образом, рассматривая экономические эффекты от повыше­ния качества, следует понимать, что в конечном итоге они материа­лизуются в виде реальной прибыли предприятия.

6.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

В Международных, стандартах, устанавливающих требования к системам качества, отмечается, что, затраты, связанные с каче­ством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям.

Некоторые потери можно с трудом определить количе­ственно, но они могут быть очень существенными (например, свя­занные с потерей престижа фирмы). Эффективная система качества (СК) может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабель­ность организации, особенно за счет совершенствования хозяй­ственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.

В международных стандартах на системы качества отмечается большое значение оценки эффективности системы качества с финансовой (внешней) точки зрения. Они дают рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя (производителя) в рамках системы качества.

Метод калькуляции внутренних и внешних затрат на качество. Этот метод касается определения затрат на качество (ЗК), кото­рые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности (Ву) и внешних работ (Вш). Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной де­ятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат на «ПОД» (профилактика (П), оценивание (О), дефекты. (Д)).

Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодным капиталовложением, тогда как затраты, вызванные дефектами, считаются убытками.

К составляющим данных затрат относятся следующие:

а) затраты на профилактику — деятельность по предотвраще­нию дефектов (например, обучение персонала, метрологическое обеспечение производства и др.);

б) затраты на оценивание: испытания, контроль и обследова­ние для оценки выполнения требований к качеству;

в) внутренние затраты (ВУ), являющиеся следствием дефектов, возникающих до поставки продукции вследствие того, что про­дукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повтор­ные испытания, брак);

г) внешние затраты (ВIII), являющиеся следствием дефектов, т.е. затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясня­ется, что продукция не отвечает требованиям к качеству.

Примером таких затрат могут быть следующие виды затрат:

затраты на техническое обслуживание и ремонт продукции;

затраты на гарантии и возвраты;

затраты на прямые затраты и скидки;

затраты, связанные с изъятием продукции;

издержки, связанные с несением юридической ответственно­сти за качество продукции.

Например, если каждая из составляющих затрат на качество равна 20 денежным единицам (П = 0= Д = ВIII= 20), то общие зат­раты изготовителя на качество составят 80 д.е.; 40 д.е. из них счи­таются полезными, а 40 д.е. — убытками и в их числе 20 д.е. — за гарантийный период уже после продажи товара. Затраты Ву (в системе ПОД) равны 60 д.е.

Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.

Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несо­ответствия любого процесса, причем каждая изданных стоимос­тей может быть источником экономии средств. При этом сто­имость соответствия — это затраты, понесенные с целью удовлет­ворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса, а сто­имость несоответствия — это затраты, понесенные из-за наруше­ния существующего процесса.

Метод определения потерь вследствие низкого качества.

Приданном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей/Типичные внутренние нематериальные потери — результат снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эр­гономики, неиспользованных возможностей и т.п. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, явля­ющиеся следствием дефектов.

Рис. 6.1. Структура затрат на качество

Одна из наиболее полных структур затрат на качество, разра­ботанная американским ученым А.Фейгенбаумом, приведена на рис. 6.1. В соответствии с ней все расходы на качество могут быть разделены на три вида:

расходы изготовителя;

расходы поставщиков и потребителей;

совместные расходы изготовителей и поставщиков.

При этом расходы изготовителей включают в себя прямые и дополнительные расходы. Прямые расходы состоят из четырех видов затрат.

Первый вид — предупредительные расходы (Зп), рассчитывае­мые по формуле:

Зп = Зп.к + Зкп + Зо + Зк + Зм, (6-2)

где:

Зп — затраты на планирование качества;

Зпк — затраты на подготовку контроля процессов создания объектов;

Зо — затраты на оборудование, используемое для управления качеством;

Зк — затраты на работу с кадрами;

Зм — затраты на мероприятия в рамках системы качества фирмы.

Затраты на планирование качества включают в себя расходы, связанные со следующими видами деятельности по планированию качества:

получением и анализом маркетинговой информации;

подготовкой программ по обеспечению качества;

организацией и внедрением систем управления качеством;

разработкой требований к контролю качества компонентов и сырья, процессов, продуктов;

подготовкой методик и инструкций по обеспечению качества;

анализом качества на допроизводственной стадии.
Затраты на подготовку контроля процессов создания объектов включают в себя следующее:

расходы на подготовку нормоконтроля проектов;

расходы на подготовку контроля качества на этапах разработ­ки объекта;

расходы на изучение и анализ технологических процессов с целью выработки соответствующих методов и средств контроля у поставщиков;

расходы на изучение и анализ технологических процессов с целью выработки соответствующих методов и средств контроля на фирме-изготовителе.

Затраты 3о определяют расходы на приобретение, установку и наладку различного оборудования для получения информации о качестве, ее анализа и осуществления контрольно-управленческих функций в рамках системы качества фирмы.

Затраты на работу с кадрами включают расходы на разработку программ и методик обучения и непосредственное проведение всех форм обучения персонала, способствующего высококаче­ственному труду, возможные затраты на оценку качества персо­нала, его тестирование, разработку всевозможных программ по­вышения эффективности использования персонала и повышения качества его работы.

В предупредительные расходы включаются и затраты на раз­личные мероприятия, проводимые фирмой для повышения каче­ства производимых ею объектов. Они включают в себя организа­ционные расходы и расходы времени работников на конференции, семинары, дни качества, командировки и т.п.

Второй вид прямых расходов изготовителя — оценочные расхо­ды (Зоц). Формула для их расчетов включает десять компонентов:

Зон=3ип+Зкп+3пн+Зтк+3и+Зс+Зпн+Зсер+3ро+Зиэ. (6-3)

В формуле (6-3) учитываются следующие виды затрат:

3ип — на испытания и приемочный контроль;

Зкп — на командировки к поставщикам для проверки качества компонентов и сырья;

Зпи — на лабораторные проверки измерительных приборов и их обслуживание;

Зтк — на технический контроль;

3и — на испытания, проводимые на фирме-изготовителе;

Зс — на самоконтроль (проверку работниками качества своей работы и технологического процесса);

3пн— на плановый надзор за качеством продукции и системой качества;

3сер — на сертификацию;

3ро — на анализ данных контроля и испытаний с целью выдачи разрешений на отгрузку;

3иэ — на испытание объектов на стадии их использования по назначению.

Третий вид прямых расходов изготовителя — затраты, связан­ные с внутренними, в пределах процессов внутри фирмы, отка­зами (3внут). Они определяются выражением:

3внут=Пм+Пк+ЕПб, (6-4)

где:

Пм — потери материалов из-за их неудовлетворительного каче­ства;

Пк — потери компонентов из-за их неудовлетворительного ка­чества;

ΣПб— суммарные потери на брак.

Суммарные потери на брак включают в себя следующие виды затрат:

на переделку брака;

на утилизацию брака;

время работников, связанное с производством утилизирован­ного брака;

на материалы и компоненты, использованные в утилизиро­ванном браке;

на энергию и прочие накладные расходы, связанные с про­изводством утилизированного брака и его хранением.

Четвертый вид рассматриваемых затрат— затраты из-за вне­шних (происходящих вне фирмы) отказов 3внеш.

Они определяются выражением:

3внеш=Зг+Рр+Зд.м+Ш + Пв, (6-5)

где:

Зг — затраты на доработку товара в течение гарантийного сро­ка;

Рр — расходы по рекламациям потребителей в послегарантий­ный период;

Зд.м — расходы на устранение дефектов при монтаже;

Ш — штрафы за низкое качество в рамках юридической ответ­ственности за качество;

Пв — потери от возврата и замены товаров низкого качества.

Кроме прямых расходов изготовители несут дополнительные расходы, связанные с качеством производимых ими объектов. Они делятся на косвенные и непредвиденные расходы.

Косвенные расходы (Рк) определяются по формуле:

Рк=Рдт+Рдк+Рмк+Рмт+Ро+Рэ+Ррс (6-6)

В выражении (6-6) представлена сумма следующих видов рас­ходов:

Рдт — на дополнительные операции в технологии, связанные с неуверенностью в качестве;

Рдк — на дополнительные операции в контроле и испытаниях, связанные с неуверенностью в качестве;

Рмк — на материалы, излишне расходуемые из-за несовершен­ства конструкции;

Рмт — на материалы, излишне расходуемые из-за несовершен­ства технологии;

Ро — на оборудование, излишне расходуемое из-за несовершен­ства конструкции и технологии;

Рэ — на энергию, излишне расходуемую из-за несовершенства конструкции и технологии;

Ррс — на рабочую силу, излишне расходуемую из-за несовер­шенства конструкции и технологии.

Непредвиденные дополнительные расходы (Рн) определяются не-планируемыми затратами из-за низкого качества производимых предприятиями продуктов труда. Например, судебными затрата­ми в результате рассмотрения судебного иска покупателя к това­ропроизводителю, снижением спроса и объемов сбыта из-за низ­кого качества продукции и, следовательно, падения уровня кон­курентоспособности и т.п.

Зн=З0(1-Рс) (6-7)

Данный вид затрат ориентировочно прогнозируется на основании прошлого опыта (30) с учетом вероятности их снижения в результа­те мер по улучшению качества (Рс). Структура расходов поставщи­ков компонентов и материалов аналогична представленной для из­готовителя, так как они фактически также являются производите­лями и для расчета соответствующих видов затрат для них применяются рассмотренные выше формулы. В то же время следует учитывать, что они сказываются на уровне закупочных цен и, сле­довательно, на себестоимости готовой продукции. Поэтому они важ­ны как для поставщиков, так и для изготовителей. Затраты потре­бителя рассчитываются по формуле определения цены потребления.

Общий вид затрат производителей и поставщиков компонен­тов и материалов связан с необходимостью создания системы ин­формационного обеспечения органов по сертификации, обществ потребителей, банков и кредиторов, посреднических фирм, ком­мерческих изданий, а также органов, контролирующих безопас­ность населения и окружающей среды достоверной и оператив­ной информацией о качестве объектов.

Эти расходы (3„) включают в себя затраты поставщиков и из­готовителей на соответствующую аппаратуру и коммуникацион­ное обеспечение.

Они могут определяться следующей суммой:

Зи=Зп+Зр+Зк+Зар, (6-8)

где:

3п — затраты на приобретение ЭВМ, микропроцессоров и тому подобной аппаратуры;

Зр — затраты на работников, обслуживающих аппаратуру в дан­ной системе информации;

Зк — затраты на коммуникации;

Зар — затраты на анализ и распространение информации.

Была рассмотрена формальная сторона определения затрат на качество. Представленная структура затрат характеризуется не­однозначными внутренними взаимосвязями входящих, в нее ком­понентов.

Увеличение одних статей затрат на качество приводит к пони­жению (и иногда весьма существенному) других. Это позволяет сделать вывод, что система затрат на качество представляет собой довольно «тонкий» механизм, разумное управление которым может позволить фирме извлечь немалые экономические дивиденды.

Существуют два подхода к выработке стратегии управления затратами на качество. Главное их отличие — разные ориентиры при планировании приемлемого объема отклонений параметров реально созданного объекта от их номинальных значений. Тради­ционный подход ориентируется на определенное наиболее эконо­мически выгодное предприятию количество таких отклонений. Специалисты, поддерживающие идею оптимальной дефектности, исходят из того, что слишком малый или слишком большой уровень дефектности приводит к повышенным дополнительным зат­ратам фирмы.

Другой, позже появившийся и нашедший широкое распростра­нение на ведущих, особенно японских, фирмах подход ориентиру­ет на использование концепции «ноль дефектов», как самой эко­номически выгодной. Специалисты таких фирм считают, что противоречия в подходах к затратам между потребителем и про­изводителем — это заблуждение. Производителю экономически вы­годно встать на позицию потребителя и ориентироваться на прин­цип «ноль дефектов». Такая ориентация меняет стратегию управ­ления затратами на качество, в том числе структурирование затрат.

Современная стратегия предприятия в области затрат на качество состоит в том, что увеличивая затраты на предупреж­дение отклонений (профилактику дефектов), постепенно снижая затраты на инспектирование и оценку (проверку) качества, необ­ходимо добиваться снижения затрат из-за внутренних и внешних отказов так, чтобы общие затраты фирмы, связанные с качеством продукций, уменьшались.

Содержание:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: