МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ТА ЗАВДАННЯ
для виконанання лабораторних та практичних робіт
з курсу «Навігація і лоція»
для курсантів спеціальності 6.07010401
«Судноводіння на морських шляхах»
Складено викладачем Нерубаським О.А.
Розглянуто і обговорено
На засіданні циклової комісії «Судноводіння»
Протокол № ____ від «___» ____________2013 р.
Голова комісії ________________ М.А. Котолуп
ПЛАН
проведения практического занятия ПЗ № 1(1.1)
Тема: Расчёт географических координат, РШ, РД, длины одной минуты дуги меридиана, экватора, параллели.
Оснащение: инженерный микрокалькулятор, Мореходные таблицы (МТ-75) Изд. ГУНиО МО РФ, транспортир, параллельная линейка, циркуль.
Цель занятия:
-проверить знание терминологии и формулировок элементов географических координат и геометрии земного сфероида;
-научить курсантов рассчитывать географические координаты судна, РШ, РД, главные радиусы кривизны меридианного М и нормального N сечений земного сфероида, длин дуг меридианов S и параллелей Р и линейных размеров морской мили для разных φ.
|
|
План проведения занятия:
-опрос знаний курсантов;
- решение задач по расчёту координат Задачи №№2.1-2.30 стр.29-30;
- решение задач по расчёту радиусов кривизны Задачи №№ 1.11-1.20 стр.6,7;
- решение задач по расчёту длин дуг меридианов и параллелей Задачи №№ 1.21-1.30 стр.7,8;
- решение задач по расчёту длины морской мили Задачи №№ 1.31-1.40 стр.9.
Литература:
1.Ю.К. Баранов «Навигация». Учебник для вузов. СПб. Изд. «Лань»1997- 349с.
2.М.И. Гаврюк «Задачник по навигации и лоции». М.;Транспорт, 1984312с.
3. РШСУ-98.Приложение 2.с.73.
Разность широт и долгот.
Пусть на земной поверхности даны две какие-либо точки А и В (рис. 4).
Рис.4
Точка А имеет широту φ1 и долготу λ1 точка В — широту φ2 и долготу λ2.
В процессе плавания судно переходит из точки А в точку В, при этом образуются разность широт и разность долгот.
Разность широт (РШ) — это меньшая из дуг любого меридиана, заключенная между параллелями этих точек.
РШ, или Δφ, измеряется от 0 до 180° и имеет наименование «к N», если северная широта увеличивается или южная уменьшается, или «к S», если северная широта уменьшается или южная увеличивается. Из рис. 4 видно, что
РШ = φ2 - φ1. (1)
Если северной широте условно приписать знак «плюс», а южной «минус», то, подставляя в формулу (1) знаки перед φ2 и φ1 , ,получим алгебраическую формулу, в которой знак РШ указывает, куда сделана разность широт, т. е.
± РШ = (± φ2) - (± φ1).
Задачи на определение РШ удобно решать, контролируя решение вспомогательным чертежом. Построения производятся на плоскости меридиана наблюдателя.
Пример. Определить РШ, если известны широты пункта отхода судна φ1 и пункта его прихода φ2 (рис. 5); φ1 = 30°32,7' S; φ2 = 15°48,0' N.
|
|
Рис. 5
Решение. φ2 = + 15°48,0'
– φ1 = - 30°32,7'
РШ = + 46˚20,7' = 46˚20,7' к N
Преобразуя формулу (1), можно решать задачи по нахождению φ2 и φ1:
± φ2 = (± φ1) + (± РШ); ± φ1 = (± φ2) - (± РШ).
Примеры. 1. Определить широту пункта отхода φ1, если известны РШ и широта пункта прихода φ2 (рис. 6): φ2 = 30°25,6' S; РШ = 70°15,2' к S.
Решение.φ2 = - 30°25,6'
–
РШ = - 70 15,2
φ1 = + 39°49, 6' = 30°49, 6' N.
Рис. 6
2. Определить широту пункта прихода φ2, если известны РШ и широта пункта отхода φ1: φ1 = 12°31,5' S; РШ = 72°31,2' к N.
Решение. φ1 = -12°31,5'
+
РШ = +72 31,2
φ2 = +59°59,7' = 59059,7' N.