Фирменный стиль – это совокупность графических, цветовых, языковых приемов, обеспечивающих определенное единство всех изделий фирмы и отличие их от изделий конкурентов.
Фирменный стиль включает в себя:
а) Логотип – оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или ее товаров.
б) Фирменный блок – объединенные в композицию знак и логотип, поясняющие надписи: страна, почтовый адрес, телефон, телекс, лозунг, музыкальное сопровождение и т.п.
в) Фирменные константы – формат, система верстки текстов и иллюстраций.
г) Товарная марка – название, знак, символ, рисунок, термин или их сочетание, предназначенные для идентификации продукта одного или нескольких производителей (продавцов) и отличия его от товаров конкурентов. Марка служит для отличия, распознавания и дифференциации товара на рынке.
В свою очередь товарная марка может включать:
− фирменное (марочное) имя (например, КАМАЗ, ВАЗ);
− фирменный (марочный) знак, например, изображение ладьи на автомобилях Волжского завода.
|
|
– товарный знак – это зарегистрированная товарная марка, т.е. марка или ее часть, защищенная юридически, что дает продавцу исключительное право использовать марочное имя и марочный знак.
Товарный знак – это объект собственности, т.е. сам по себе является товаром. Товарный знак не обязательно принадлежит изготовителю продукта, его можно купить. Товарный знак является отличной рекламой. Основная функция товарного знака – свидетельствовать о высоком качестве товара, вызывать доверие к товару, создавать индивидуальный образ товара и доверие к продавцу.
Для того, чтобы рассчитать стоимость товарной марки применяют метод остаточной вмененной стоимости. Он предполагает, что из общей рыночной стоимости предприятия следует последовательно вычесть стоимость материальных и финансовых активов, а также прочих, не относящихся к марке нематериальных активов. Расчет производится по формуле:
СТМ = СР – СА
где СТМ – стоимость товарной (торговой) марки,
СР – рыночная стоимость предприятия,
СА - суммарная стоимость активов предприятия.