Учет нераспределенной прибыли или непокрытого убытка

Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли и непокрытого убытка организации используется счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Сумма прибыли отчетного года, сформированная на счете 99 «Прибыли и убытки» переносится в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль», заключительными оборотами декабря. При получении по результатам года убытка его сумма списывается обратной записью. По состоянию на 1 января следующего за отчетным года счет 99 «Прибыли и убытки» не имеет сальдо.

Распределение прибыли производится на основании решения учредителей организации. Прибыль может быть направлена на выплату доходов учредителям, на создание резервных фондов, формируемых в добровольном и обязательном порядке, на производственное развитие, приобретение (создание) внеоборотных активов. В аналитическом учете средства нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) внеоборотных активов и еще не использованные, разделяются.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки, числящаяся в составе добавочного капитала переносится в нераспределенную прибыль организации.

На счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) также относится сумма уценки объекта основных средств, превышающая сумму дооценки, зачисленную в добавочный капитал организации, в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды.

Синтетический и аналитический учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организуется в ведомости(машинограмме) разрезе источников и направлений использования средств.

Бухгалтерские записи по учету нераспределенной прибыли представлены в таблице 10.6.

Таблица 10.6

Корреспонденция счетов по учету нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)

Содержание операции Дт Кт
1. Списывается нераспределенная прибыль    
2. Списывается непокрытый убыток    
3. Направлена чистая прибыль:    
на выплату доходов учредителям   75,70
на формирование резервного капитала    
4. На покрытие убытка направлены:    
уставный капитал    
резервный капитал    
целевые взносы учредителей 75-1  
5. Списывается дооценка по выбывшему объекту основных средств    
6. Отражается уценка объектов основных средств    

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям - юридическим лицам и признаваемой как увеличение экономической выгоды в результате поступления активов устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000).

Согласно ПБУ 13/2000, государственная помощь – это увеличение экономических выгод организации в результате поступления активов.

Экономической выгодой не является деятельность государства, которая влияет на общие хозяйственные условия - создание в развивающихся регионах инфраструктуры; установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и другие действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.

ПБУ 13/200 не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с государственным регулированием цен и тарифов; применением налоговых льгот; участием РФ, субъектов муниципальных образований в уставных капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

В бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах.

Определение форм государственной помощи представлено в статье 6 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с этой статьей субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые организации на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе.

Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются на две группы. Первая группа включает средства, на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов. Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения.

Организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены (подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения и др.);

имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

При получении организацией государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств, стоимость активов определяется организацией исходя из цены, по которым в сравнимых обстоятельствах устанавливается стоимость аналогичных активов.

ПБУ 13/2000 предусматривает отражение средств, поступающих из бюджета, как возникновение целевого финансирования и устанавливает два способа принятия указанных средств к учету. При первом способе одновременно отражаются дебиторская задолженность по бюджетным средствам и возникновение целевого финансирования, при втором бюджетные средства принимаются к учету по мере фактического поступления ресурсов. При получении активов, организация определяет их стоимость, исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах она определяет стоимость подобных активов. Порядок списания бюджетных средств зависит от целей их использования.

В соответствии с ПБУ 13/2000, организация при вводе в эксплуатацию внеоборотных активов, списывает со счета целевого финансирования сумму бюджетных средств в состав доходов будущих периодов. При начислении амортизации, осуществляется ежемесячное отнесение соответствующих сумм на внереализационные доходы.

При приобретении материально-производственных запасов бюджетные средства также учитываются в составе доходов будущих периодов, а при отпуске в производство списываются на внереализационные доходы. В соответствии с ПБУ 13/2000, полученные организацией средства на финансирование расходов, произведенных в предыдущие отчетные периоды, отражаются в составе задолженности по бюджетному финансированию, а при поступлении списываются на внереализационные доходы.

Бюджетные средства, предоставленные на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение внереализационых доходов.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в том же году в виде качестве бюджетных средств, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.

При возникновении необходимости возврата в отчетном году бюджетных средств, полученных в предыдущие годы, на сумму подлежащую возврату производятся записи:

в части представленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов – в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату. Одновременно отражаются внереализационные расходы организации и восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов;

в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов – в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по их возврату.

Бюджетные кредиты, полученные организацией, отражаются в порядке, принятом для учета заемных средств, если при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов и существует уверенность, что организация выполнит эти условия, то бюджетные кредиты учитываются в порядке, принятом для учета бюджетных средств.

В пояснениях к бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация о полученной организацией государственной помощи:

характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;

назначение и величина бюджетных кредитов; характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;

не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.

Для обобщения информации о движении средств целевого финансирования используется счет 86 «Целевое финансирование». Синтетический и аналитический учет ведется в ведомости (машинограмме) по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие уставного капитала и особенности его формирования.

2. Порядок уменьшения уставного капитала.

3. Особенности формирования добавочного капитала.

4. Порядок учета средств целевого финансирования.

5. Понятие эмиссионного дохода и особенности его отражения в учете.

6. Понятие курсовой разницы и порядок ее отражения в учете.

7. Понятие резервного капитала и особенности его отражения в учете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: