Введение в педагогическую профессию

В древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины, взрослые и дети, участвовали в совместных делах, которые были значимы для всего племени. Так, например, добывание пищи составляло главный смысл существования общины. В то далекое время передача опыта, накопленного предшествующими поколениями, детям была включена в совместную трудовую деятельность. Дети, участвовавшие со взрослыми в совместных делах, усваивали знания о способах деятельности (охота, рыболовство, собирательство и др.) и овладевали умениями и навыками. Лишь со временем передача опыта выделилась в самостоятельную функцию, которую стали осуществлять старейшины рода - уважаемые и умудренные опытом члены общины. Такую их деятельность по подготовке подрастающего человека к жизни в современном понимании мы называем воспитанием. Так воспитание стало особым видом деятельности и сознания человека. В ходе воспитания воспитатель и воспитанники вступали между собой в определенные воспитательные отношения.

Воспитательные отношения - разновидность отношений людей между собой в процессе передачи общественного опыта, направленные на развитие человека как личности. На протяжении всей истории развития человечества воспитательные отношения усложнялись и углублялись, породив разнообразные формы своего фиксирования в виде педагогического знания (рис. 1).

 
 


Рис. 1. Формы существования педагогических знаний на различных

исторических этапах

В период рабовладельческого общества в Древней Греции появился термин «педагог», обозначавший тогда раба, присматривавшего за детьми рабовладельца и водившего их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда - ребенок, гогос - вести) обозначает детоводитель. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые профессионально занимались воспитанием и обучением детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании - педагогика. Термин «школа» тоже зародился в то время. Греческое слово школа означает досуг, место учения.

Длительное время педагогические знания оставались в составе философии и развивались в рамках оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. В трудах древнегреческих философов Платона, Гераклита, Демокрита, Аристотеля и других содержится немало интересных мыслей о воспитании. Так, Платон (427-348 гг. до н.э.) писал, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут хуже обуты. Но если плохо выполнять свои обязанности будет воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных людей.

В рабовладельческом обществе появляются специальные воспитательные учреждения и воспитатели-профессионалы. Дети рабовладельцев воспитываются в частных или государственных школах, где занимаются гимнастикой и военным делом, обучаются музыке, пению, чтению и письму. В некоторых школах преподают геометрию и астрономию, которые необходимы для занятия зодчеством, строительством, вождением судов.

Дети рабов с малых лет включались в трудовую деятельность в хозяйстве рабовладельцев, в процессе которой получали ремесленно-трудовое воспитание и приучались к послушанию.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны религиозной догматикой.

Феодальное общество характеризуется господством религиозной идеологии и сословным воспитанием подрастающего поколения. Сыновья феодалов готовились к военной службе. Они обучались умению ездить верхом, плавать, фехтовать, метать копье, охотиться. Духовенство обучалось в церковных школах. Дети зажиточных крестьян и ремесленников посещали церковно-приходские школы, где обучались молитвам, церковным обрядам, чтению, письму и счету.

Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в XVII веке. Таким образом, педагогическая профессия получила научное подкрепление.

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы подрастающее поколение не усваивало опыт предыдущих поколений. Поэтому возникновение педагогической профессии имеет объективные основания.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по повышенному чувству долга и ответственности ее представителей. Главное ее отличие от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования духовного мира.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Уважение к личности человека, идеи духовности являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Гуманность понимается как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека.

Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности учащегося. Оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности – это гуманистическая направленность педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность имеет как количественные, так и качественные характеристики. Труд педагога можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике – нормативной модели компетентности педагога, отражающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

Личностные качества педагога являются важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности. Все они имеют профессиональную значимость. Хороший педагог - это порядочный, честный, справедливый, добрый человек. В то же время каждая профессия предъявляет свои требования к личностным качествам работника, которые и позволяют выполнять ту или иную деятельность успешно, а отсутствие или недостаточно сформированный их уровень резко снижает эффективность труда. Так, для педагога характерными являются такие качества, как общительность и коммуникативность.

Специфика педагогического труда предъявляет к педагогу ряд личностных требований, которые в педагогической науке определяются как профессионально важные личностные качества, являющиеся характеристикой интеллектуальной, эмоциональной и социальной сторон личности, существенно влияют на результат педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. Выделяют доминантные и периферийные качества, существуют также негативные и профессионально недопустимые качества для педагога (рис. 2).

Рис.2. Структура качеств личности педагога

Доминантные качества – это социальная активность, целеустремленность, справедливость, гуманность и др. Отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Периферийные качества не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствуют ее успешности. Например, доброжелательность, приветливость, чувство юмора, внешняя привлекательность и др.

Негативные качества способствуют снижению эффективности педагогического труда (неуравновешенность, пристрастность, мстительность). Профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности педагога (рукоприкладство, грубость, беспринципность, вредные привычки, безответственность, некомпетентность, безнравственность).

Индивидуальный стиль деятельности педагога определяют не сами профессионально важные качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. При этом приоритетными являются доминантные качества.

Каждый ли педагог может стать мастером своего дела, или для достижения педагогического успеха необходимо какое-то особое дарование? Иначе, какие факторы влияют на успех педагогической деятельности, на формирование профессионального мастерства: природные или социальные?

В педагогике долгое время преобладала точка зрения, согласно которой считалось, что готовит к жизни воспитатель, обладающий педагогическим талантом. Основным условием успеха в его работе считались специальные способности. Есть и другие точки зрения на данный вопрос.

Современная наука также не дает однозначного ответа на вопросы в отношении педагогических способностей. Выделяют четыре фактора, влияющих на формирование способностей: задатки, воспитание, среда, личное стремление к самосовершенствованию.

К числу основных педагогических способностей можно отнести следующие: экспрессивные, дидактические, авторитарные, научно-педагогические, перцептивные, коммуникативные, личностные, организаторские, мажорные, психомоторные, способности к распределению и концентрации внимания, гностические и конструктивные (рис. 3).

 
 


Рис.3. Основные педагогические способности

Экспрессивные – умение педагога образно и ярко выражать свои мысли с помощью слов и невербальных средств.

Дидактические – умение преподнести учебный материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, а также эффективно строить учебно-воспитательный процесс.

Авторитарные способности заключаются в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшем – высокий авторитет, в волевом влиянии на учащихся.

Научно-педагогические – подразумевают участие в научно-исследова­тель­ской работе педагогического характера.

Перцептивные – умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к педагогам.

Коммуникативные – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего, с учащимися, в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.

Личностные – проявление педагогического такта, что заключается в умении соблюдать чувство меры в отношениях с окружающими, особенно при проявлении требовательности, которая всегда сочетается с уважением к обучаемым, заботой о них.

Организаторские – умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое учебное занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание и т.п.

Мажорные– оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.

Психомоторные – обеспечение двигательных навыков, способность в работе «соединять голову с руками», подбирать индивидуальную технику движений для учащихся во время практического обучения, эксперимента и других работ.

Способности к концентрации и распределению внимания – умение на занятиях и в других случаях общения держать в поле зрения всю учебную группу, видеть каждого учащегося в отдельности.

Гностические – умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами.

Конструктивные способности или педагогическое воображение – умение проектировать будущее воспитанников, планировать предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда.

Педагогические способности можно классифицировать как определенные действия, совершаемые педагогом по отношению к студентам, взаимодействию с ними, по отношению к среде, в рамках которой осуществляются воспитательные процессы. При этом педагогические способности можно охарактеризовать через умения, отражающие доступный реальный уровень их проявления.

К способностям педагога по отношению к взаимодействию с учеником можно отнести: экспрессивные, дидактические, авторитарные, научно-педагогические, коммуникативные, личностные, организаторские, мажорные, психологические, конструктивные; по отношению к ученику выделим следующие способности: перцептивные, гностические; по отношению к среде – способности к концентрации и распределению внимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: