АЛГОРИТМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Конец XX века оказался наполнен экстремальными для человека событиями - стихийные бедствия, антропогенные катастрофы, военные конфликты, терроризм, - все это и многое другое вошло в нашу повседневную жизнь. Эти события характеризуются прежде всего сверхэкстремальным воздействием на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве.
На сегодняшний день проблема детей, переживших тот или иной травматический опыт, становится одной из центральных в детской психологии. Под травматическим опытом в данном случае понимается результат пребывания в любых физически и психологически травмирующих обстоятельствах. В рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии оформилось понятие «психическая травма» (психотравма).
Событие, которое воспринимается человеком как угроза его существованию, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него событием травматическим, то есть потрясением, переживанием особого рода (Черепанова, 1996).
По определению Ф.Е. Василюка (1984), кризисная ситуация - это ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).
Понятие кризиса несет в себе значение перелома и часто характеризует тяжелое, безвыходное положение человека. Наибольшие личностные разрушения несет травматический кризис, разрушающий физическое существование индивида, и наносящий неизгладимую психологическую травму. Именно в результате действия травматического стресса возникают острые стрессовые расстройства, которые способны изменить всю жизнь человека. Далеко не каждый человека способен самостоятельно справиться с возникшим кризисом, и в этом случае необходима помощь специалиста.
Психологам и психотерапевтам все чаще приходится работать с людьми, перенесшими психическую травму.
Главное содержание психологической травмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю.
Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздействием меняется видение прошлого, настоящего и будущего. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием жизни, как бы «водоразделом» между происшедшим до и после травмирующего события, а также всем, что будет происходить потом. Неизбежное следствие экстремальных ситуаций — разрушение базовой потребности человека — потребности в безопасности, нарушение стабильной картины мира. Это приводит к тяжелым отсроченным последствиям: невротизации, депрессивным состояниям, потере веры в себя, потере перспективы – и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одного конкретного человека, но и целых социальных групп.
Совершенно очевидно, что психологическая работа в экстремальных ситуациях - это сложный комплекс деятельности разных специалистов, включающий различные техники и технологии работы с людьми, оказавшимися в обстоятельствах, которые не поддаются пониманию и контролю. Поиск форм реабилитации может происходить через различные сферы жизни людей и различные сферы их сознания и деятельности. В каждом конкретном случае необходимо правильно выделить эту сферу, определить жизненные ценности, которые позволят построить путь адекватно и эффективной помощи пострадавшим.