Невербальная коммуникация - это то, что сопровождает, превосходит пределы устного или письменного слова. К ней относят мимику, жест, позу, взаимное расположение партнеров. Невербальное поведение отражает колорит и интенсивность эмоциональных состояний партнеров. Профессиональный консультант достаточно хорошо владеет своей невербальной экспрессией, искренне выражает свое состояние, но может использовать его и как цензуру. Невербальное поведение консультанта - это мощное средство, оказывающее действие на клиента (Абрамова С.Г., 2001).
"Присутствие" консультанта, т.е. внимательное слушание им клиента выражается различными невербальными приемами (Роджерс К., 1994).
Наиболее действенна лицевая экспрессия консультанта - улыбка, взгляд, поднятие бровей, изгиб губ - все является индикаторами включенности в процесс слушания клиента, свидетельствует: "Я открыт перед тобой". Очень важен контакт глаз, хотя это не должен быть пристальный изучающий, испытующий взгляд. Если консультант отворачивается от клиента, это снижает к нему доверие клиента. Индикатором внимания, слушания консультанта является открытая поза (отсутствие перекреста рук и ног), наклон тела к клиенту ("мы с тобой равны сейчас"), а также темп дыхания (слушаем, затаив дыхание), типичная поза слушания - голова слегка склонена набок, сосредоточенный взгляд, приподнятые плечи (Кочюнас Р., 1999).
Невербальное поведение соотносится с вербальным поведением пятью путями:
1. подтверждает и повторяет,
2. отрицает и противоречит,
3. усиливает и придает большую выразительность,
4. контролирует и регулирует,
5. выражает совсем иной контекст (Кочюнас Р., 1999)..
Если невербальная коммуникация расходится с вербальной, если мимика и жесты, интонация, не подтверждает слова, то верят больше лицу и интонации. Невербальная коммуникация является ключом к вербальному контексту. Клиент надеется на сочувствие, эмоциональное участие, поддержку и принятие консультанта. И он очень хочет "прочитать" все это в невербальном общении с ним.
Консультанту не следует забывать, что улыбка может быть не только приветливой и доброжелательной, но и неуверенной, ироничной, критичной, скептичной (искривление рта), осуждающей ухмылкой (Шеховцова Л.Ф., 1996).
Взгляд консультанта не должен быть взглядом исподлобья, который демонстрирует замкнутость, негативизм, скрытность, темп движений глаз -спокойный и уверенный, а не бегающий, блуждающий или застывший (Кочюнас Р., 1999). Консультант может проконтролировать себя - если трудно удержать контакт глаз с клиентом, и взгляд все время уходит, то, может быть, он испытывает негативные чувства к клиенту, хочет от него «отделаться»?
Полезно обратить внимание на осанку, которая выражает вялость (сутуловатая, сгорбленная, опущенные плечи) или бодрость, уверенность (прямая).
Если у консультанта палец одной руки зажат обвившими пальцами другой руки, то наблюдательный клиент поймет, что консультант смущен, растерян и пытается ободрить себя. Это же состояние проявляется в почесывании затылка, шеи, трении разных частей головы, повторных закручивании и раскручивании ручки или какого-то постороннего предмета, закусывании губ, покачивании головы, ерзании на стуле, отбрасывании "мешающих" волос, пощипывании ладони, движении пальцев исправления прически (Хухлаева О.В., 2001) и т.д.
Ни в каких случаях взаимодействия с клиентом лицо консультанта не должно принимать агрессивно-жестокого выражения, когда взгляд направлен прямо в глаза партнера, губы твердо сжаты, брови нахмурены, речь сквозь зубы. Недопустимы позы и телодвижения, выражающие отрицание, критику, недоверие и скуку (Шеховцова Л.Ф., 1996).