Реакция на амбивалентные чувства

Важно не только признать амбивалентные чувства или отношения, но и обсудить их, т.к. через их прояснение клиент способен найти способ разрешения неопределенности, которая может быть источником конфликта.

Использование пауз.

На самой первой консультации длинная пауза может привести к смущению клиента. Но в дальнейшем пауза может быть эффективна, т.к. приводит к более серьезному разговору, стимулируя самораскрытие и самоосознание клиента. Малоэффективна пауза при работе с сопротивляющимся клиентом (Роджерс К., 1994).

Отношение к консультанту.

Важно понимать, что эмоции, проявляемые клиентом во время консультации, направлены не на консультанта, а на опыт консультирования. Позитивные чувства могут потом измениться, а негативные могут быть связаны с болезненностью происходящего осознания и принимаемых решений (Кочюнас Р., 1999).

Эффект катарсиса для клиента.

Освобождение от ранее подавляемых чувств и установок, происходящее во время исповеди, часто сопровождающееся снятием физического напряжения, позволяет клиенту ощущать себя более комфортно и более объективно отнестись к себе и к своей ситуации. В процессе терапевтических отношений, свободных от необходимости обороняться, клиент получает возможность откровенно взглянуть на себя, выйти за пределы своей защиты и по-новому оценить ситуацию. Клиент может понять, что есть преимущества в том, чтобы быть самим собой и использовать свой потенциал, потому что отреагирование эмоций ведет к высвобождению внутренних сил, сил, которые до этого использовались для поддержания защитных реакций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: