Прямое влияние заключается в открытом предъявлении клиенту притязаний и требований консультанта: прямое сообщение, предписание.
Прямое сообщение предполагает открытое предъявление своих мыслей, чувств по поводу какого-либо события или явления. В консультативной практике может быть использовано как для получения обратной связи от клиента, так и как прием для инициирования клиента к большей откровенности, для создания доверительной атмосферы. К прямому влиянию относят предписания.
Предписания представляют задания для клиента (или клиентов, если на приеме — супружеская пара или семья), которые он выполняет в промежутках между встречами с консультантом.
Предписания отличаются от совета тем, что консультант настаивает на его выполнении.
Выделяют два типа предписаний: прямые и непрямые.
Прямые предписания даются, когда у консультанта достаточно авторитета, чтобы предписания были выполнены.
Хейли выделяет следующие ситуации применения предписаний:
1) предписания даются с целью приобретения клиентом нового субъективного опыта;
2) предписания используются для того, чтобы сделать взаимоотношения между семьей и консультантом более интенсивными (на весь срок, на который дано предписание, консультант присутствует в жизни клиента);
3) предписания служат для сбора информации (реакции клиента на само предписание, его выполнение или не выполнение).
Для того чтобы предписание было выполнено, оно должно быть дано в четкой и понятной для клиента форме. Кроме того, перед тем как давать предписание, необходимо мотивировать клиента на его выполнение. Для этого консультант должен объяснить клиенту, что выполнение предписания соответствует его целям. Если предписание дается семье и цели членов семьи неодинаковы, то необходимо объяснить каждому, каким образом данное предписание связано с достижением именно его цели.
В том случае, если задание сложное, то необходимо попросить клиента повторить его, а также обсудить с ним, каким образом он будет напоминать себе о его выполнении. «Прежде всего, терапевту следует учитывать, что труднее всего настоять на том, чтобы человек прекратил делать то, что он делает. Это возможно только в том случае, если авторитет терапевта очень велик, а проблема очень незначительна. Терапевт достигнет большего, если предпишет членам семьи вести себя по-другому, не так, как они вели себя раньше. Например, если терапевт во время сеанса просит отца вмешаться и помочь матери и дочери, то выполнение этого предписания в течение следующей недели будет восприниматься просто как продолжение. Терапевту необходимо подбирать задания, подходящие семье. Например, некоторым семьям лучше преподнести предписания, как нечто небольшое и легко выполнимое. Это может подойти в случае с сопротивляющейся семьей. Другие семьи любят кризисы, у них развито чувство драматического, и им следует преподнести предписание, как нечто большое и значительное. В некоторых случаях терапевту лучше вообще не давать никаких мотивировок. Это подействует, если перед ним семья интеллектуалов, придирающихся к каждому слову и развенчивающих любую идею. В этом случае он может просто сказать: «Я хочу, чтобы вы делали «кг-то и холод «у меня есть свои причины для этого предписания, но я предпочитаю их не обсуждать. Я просто хочу чтобы вы это сделали в течение следующей недели;, Кроме того», многие люди будут готовы выполнить любые предписания, только чтобы доказать, что терапевт был не прав и его метод не подействовал»91. В конце сессии назначается дата следующей встречи, которая начинается с проверки выполнения задания. Существует три возможных варианта: выполнение предписания, частичное выполнение, невыполнение. В том случае, если присутствуют два последних варианта, то консультант, по мнению Хейли, должен отнестись к этому серьезно. Он может, в зависимости от ситуации, выбрать один из двух возможных способов поведения в данной ситуации. «Приятный» для клиента, заключающийся в извинениях со стороны консультанта: «Наверно, я неправильно понял вас или вашу ситуацию, иначе вы бы обязательно выполнили задание». «Неприятный» для клиента — консультант выражает свое неудовольствие, осуждая его за то, что он «провалился», поскольку задание было важным для разрешения клиента.
Косвенное «лютее может проявляться двойственно: во-первых, по дели направленности, в том случае, когда влияние имеет непосредственную направленность, но не самого клиента, а на его среду; во-вторых, когда влияние направленно на клиента, но в непрямых способах воздействия. В качестве примеров косвенного влияния можно выделить парадоксальные предписания и метафорические сообщения.
Парадоксальные предписания относятся к виду непрямых предписаний. Непрямые предписания применяются, если этого требуют личностные особенности клиента или консультант не уверен в своем авторитете. Вследствие этого ему приходится работать непрямыми методами, чтобы произошли те
изменения, которые он определяет как благоприятные для клиента.
Смысл парадоксальных предписаний заключается в том, чтобы клиенты им сопротивлялись и, сопротивляясь — из менялись. Они эффективны с клиентами, которые «борются» с консультантом. «Например, мать чересчур опекает ребенка, так что он не может сам принимать решения и брать на себя ответственность за то, что он делает. Если терапевт попытается убедить ее делать меньше для ребенка, она в ответ начнет делать больше, да еще будет говорить, что терапевт не понимает, какой у нее беспомощный ребенок. Терапевт может использовать парадоксальный поход и предписать матери посвятить неделю опеке над ребенком. Ей нужно за ним наблюдать, защищать и делать все за него. Терапевт может привести разные доводы в пользу своего предписания, он мог бы, например, сказать, что ей нужно это сделать, чтобы понять, что она на самом деле чувствует в этой ситуации, или чтобы она могла понаблюдать за собой и за ребенком. Чтобы этот подход хорошо подействовал, терапевту следует настаивать на еще более крайнем поведений по сравнению с первоначальным. Например, матери нужно не только опекать ребенка, но и уделять час в день, чтобы предупредить ребенка обо всех опасностях, с которыми он может столкнуться в жизни. Если этот подход применен удачно, то реакцией матери будет протест против предписаний терапевта и она начнет опекать ребенка меньше»92. Этапы парадоксального подхода:
1. Консультант устанавливает отношения с клиентом, определяя их как отношения, ведущие к решению проблемы.
2. Консультант четко определяет проблему и цели.
3. Предлагает свой план работы, предлагая разумные обоснования своему плану и парадоксальным предписаниям.
4. В случае семейного консультирования, дисквалифицирует других «экспертов» поданной проблеме (кто-либо из членов семьи),
5. Консультант дает парадоксальное предписание.
6. Наблюдает за реакцией клиента и побуждает его продолжать свое проблемное поведение или выражает сомнение по поводу стабильности изменений.
7. Изменения стабилизируются, но консультант не признает это своей заслугой.
91 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. — Новосибирск, 2001. Ч. I. С. 21-22.
92 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. — Новосибирск, 2001. Ч. II. С. 7-8.
Пример
«Подобный подход был применен в семье, обратившейся к терапевту по поводу проблем сына: он отказывался испражняться в унитаз, и поэтому пачкал одежду и постель'. Терапевт выразил свою озабоченность тем, что может случиться, если ребенок научится ходить в туалет и станет нормальным. Он поставил под сомнение способность родителей вынести нормального ребенка и нормальную супружескую жизнь. На самом деле терапевт даже попросил родителей написать список нежелательных последствий этого изменения. Супруги не смогли придумать ни одного нежелательного последствия и отвергли все последствия, предложенные терапевтом. Но терапевт продолжал выражать сомнения. На следующем сеансе семья объявила, что они решили проблему. И тогда терапевт, как и следует поступать в этом случае, выразил свое удивление и сомнение по поводу того, что это изменение сохранится. И семье ничего не оставалось делать, как только измениться навсегда, чтобы доказать терапевту, что он был не прав. Этот подход требует определенных навыков, так как терапевт передает несколько сообщений одновременно. Он сообщает: «Я хочу, чтобы вам стало лучше» и «Я полон доброжелательности и заботы о вас». И в то же время он говорит семье такие вещи, которые находятся на грани оскорблений: он. говорит, что, по его мнению, члены семьи на самом деле могут выдержать «нормальность», но одновременно он говорит, что они не могут»93:
Метафорические сообщения являются частью нашего мышления. Человечество мыслит, воспринимая себя, мир, себя в мире и мир в себе, при помощи символов. Достаточно вспомнить любой вид искусства, чтобы убедиться в этом, поскольку искусство — это символическое изображение того, что принято называть объективной реальностью, сквозь призму субъективизма. Некий символ в кубе. В психотерапевтической практике метафоры символы могут применяться и как элемент, и как самостоятельный вид воздействия. В последнем случае говорят о метафоротерапии, основные принципы которой изложены в следующей главе.
Применение метафорических сообщений будет полезно на любой стадии процесса консультирования.
На стадии сбора информации о проблеме, когда клиент затрудняется почать говорить б своих трудностях, консультант может предложить ему выбрать в окружающем пространстве любой привлекательный для него предмет и поговорить от имени данного предмета.