(опросник PARI)
Наименование шкал | 1 группа (n=7) | 2 группа (n=5) | 3 группа (n=2) |
ограничение интересов матери ролью хозяйки дома | 14,3 | 13,6 | 13,0 |
«жертвенность родителей» | 13,7 | 14,2 | 13,0 |
супружеские конфликты | 11,6 | 13,4 | 13,0 |
сверхавторитет родителей | 12,1 | 14,6 | 17,0 |
«мученичество» родителей | 12,3 | 12,6 | 14,0 |
«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи | 11,9 | 12,2 | 13,0 |
доминирование матери | 14,6 | 13,2 | 7,5 |
необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка | 13,1 | 14,4 | 15,5 |
предоставление ребенку возможность высказаться | 13,7 | 16,0 | 16,5 |
равенство родителей и ребенка | 12,9 | 12,8 | 10,0 |
поощрение активности ребенка | 11,1 | 12,2 | 14,5 |
партнерские отношения между родителями и детьми | 12,6 | 13,4 | 13,0 |
строгость родителей | 12,4 | 11,2 | 13,5 |
раздражительность, вспыльчивость родителей | 13,0 | 10,8 | 13,5 |
уклонение от общения с ребенком | 14,0 | 12,8 | 13,0 |
оберегание ребенка от трудностей | 14,1 | 13,4 | 12,5 |
подавление воли ребенка | 13,9 | 15,0 | 12,0 |
страх причинить ребенку вред | 13,1 | 15,2 | 17,0 |
зависимость ребенка от семьи | 13,0 | 12,2 | 11,5 |
подавление агрессивности ребенком | 14,3 | 11,2 | 10,0 |
подавление сексуальности ребенка | 12,7 | 14,0 | 11,5 |
чрезмерное вмешательство в мир ребенка | 13,4 | 15,0 | 19,0 |
ускорение развития ребенка | 13,0 | 10,4 | 12,0 |
Выводы
|
|
По содержанию обращений наблюдаются гендерные различия: проблемами школьной неуспеваемости более озабочены родители мальчиков, обращения, связанные с трудностями в межличностного взаимодействия исходят в основном от родителей девочек. Такие различия могут быть связаны с различными требованиями к поведению для разных полов: для мальчиков академическая успешность более значима для будущей самореализации; для девочек существуют более жесткие требования по соблюдению внешних правил поведения. Так, агрессивное поведение противоречит традиционной норме женственности, вследствие чего родители более обеспокоены подобным поведением девочек-подростков по сравнению с мальчиками.
Несмотря на большое разнообразие психологических особенностей подростков можно выделить следующие тенденции в поведении:
– подростки, родители которых жалуются на проблемы в школе, характеризуются высокой тревожностью, пассивным поведением, незрелостью эмоционально-волевой сферы, зависимостью от оценки окружающих;
– у подростков, испытывающих трудности межличностного взаимодействия, выражены различные акцентуированные черты характера: затрудняющие общение для самого подростка (закрытость, трудность в установлении социальных контактов), а также создающие сложности для его окружения (частая смена настроения, эгоцентризм);
– немногочисленная по составу третья группа характеризуется более демонстративным, протестным, агрессивным поведением.
|
|
В целом можно констатировать, что анализ обращений выявляет широкий круг личностных проблем: наличие тревожности и страхов, неудовлетворенные потребности (как в положительной оценке окружающих, так и в проявлении самостоятельности), неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка, акцентуации характера – все это создает препятствия для формирования позитивных новообразований подросткового периода.
У большинства подростков наблюдаются проблемы семейных отношений: в детских рисунках проявляются нарушения общения, межличностных контактов. Кроме того в семьях, где есть повторные браки, наблюдаются сложности взаимодействия с супругами родителей (в основном с отчимами). Опрос родителей выявляет тенденции ограничения самостоятельности ребенка, чрезмерное вмешательство в его мир, сверхавторитет родителей. Данные черты воспитания также отрицательно сказываются на развитии адекватной самооценки, уверенности в себе и ответственности взрослеющего ребенка.