Метод основан на том, что каждый эксперт располагает набором признаков, например, время реализации, финансовые затраты, повышение объема сбыта, величина дополнительной прибыли, качество продукции. Эти признаки располагают для каждого решения в порядке предпочтения. Цифрой 1 обозначается наиболее важный признак, цифрой 2 — следующий за ним по важности и т.д. Полученные данные сводятся в таблицу и обрабатываются либо вручную, либо с помощью методов математической статистики.
№ п/п | Признак | Фактический приоритет признаков в решении № | ||||
Наименование | Желательный приоритет | |||||
Время реализации | ||||||
Финансовые затраты | ||||||
Повышение объема сбыта | ||||||
Величина дополнительной прибыли | ||||||
Качество продукции |
Метод задания весовых коэффициентов
Метод заключается в том, что каждому решению ставится в соответствие весовой коэффициент ( коэффициент значимости ). Используются два варианта формирования весовых коэффициентов:
|
|
– сумма всех коэффициентов должна быть равна какому-нибудь целому числу, например, для шести признаков решения устанавливаются коэффициенты 0,3; 0,1; 0,2; 0,2; 0,1; 0,1 — в сумме это составляет 1;
– для наиболее важного признака решения устанавливают предельный коэффициент (например, 8), все остальные коэффициенты равны долям этого числа (например, 1, 2, 4, 6).
Метод парных сравнений (сортировки)
В состав метода входят следующие операции:
1. Составляется перечень признаков решений.
2. Перечень записывается в таблицу в порядке убывания значимости.
3. По каждому признаку в таблицу записывается оценка реализации каждого признака по всем решениям — с определением максимальной оценки.
4. По каждому столбцу находится сумма произведений оценки на соответствующий коэффициент значимости признака.
5. Производят сортировку полученных значений по максимальному значению суммы и определяют предпочтительный вариант решения.
№ п/п | Признак | Фактический приоритет признаков в решении № | ||||
Наименование | Желательный приоритет | |||||
Время реализации | ||||||
Финансовые затраты | 0,8 | |||||
Повышение объема сбыта | 0,6 | |||||
Величина дополнительной прибыли | 0,6 | |||||
Качество продукции | 0,5 |