Содержание конституционной свободы совести и вероисповеданий

Юридическое содержание свободы совести состоит из следующих компонентов:

1) Право на определение своего отношения к вопросам свободы совести. Это емкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в том числе право на внецерковную религиозность, право на религиозное, научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное отношение к религии и свободомыслию.

2) Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако обеспечиваются данные права постольку, поскольку не нарушают общественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувств граждан в связи с их отношением к религии.

3) Право на тайну своих религиозных или иных убеждений. Данное положение отражено в пункте 5 статье 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях, который определяет, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии.

4) Право на нейтральное отношение со стороны государства к законным формам проявления свободы совести. В указанном Федеральном законе этот элемент свободы совести проявляется в запрете должностным лицам государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии, запрете сопровождать деятельность органов власти публичными религиозными обрядами и церемониями.

Пост. КС РФ №18-П от 15 декабря 2004 г. по «делу о Православной партии России» о проверке конституционности пункта 3 ст.9 ФЗ «О политических партиях».

КС РФ указал, что государство вправе устанавливать правовой статус политических партий и вводить определённые ограничения, но эти ограничения должны быть необходимыми и соразмерными конституционно-значимым целям.

Государство не должно вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, а последние не вправе вмешиваться в дела государства. Верующие участвуют в общественно-политической жизни не в качестве членов религиозных объединений, а в качестве граждан или членов политических партий

Содержание и порядок реализации конституционного права на информацию по Закону РФ «О СМИ» и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: