Под «классикой» в общем случае принято понимать некий образец, задающий фундаментальные («классические») черты культурного явления. Произведения философской классики задали образец современной «философии вообще». Соотнесение с этим образцом отныне стало и остается до сих пор обязательным для всякого произведения, претендующего быть философским, хотя отсюда не вытекает обязательности следования ему. В роли такого образца для современности не могут выступать ни «любовь к мудрости» античных мыслителей, ни схоластические сочинения средневековья. Ни то ни другое не выдвигало задачи систематического философствования. «Любовь к мудрости» (букв, «философия») была обобщением эстетически ориентированного мастерства Древних. Схоластическая ученость находила свое высшее выражение в произведениях, получивших название «Сумма теологии». Многочислен-
ные «суммы», созданные в средние века, хотя и содержали в себе множество в полной мере философских идей, однако были произведениями типично богословскими. Они прямо отталкивались от догматов церкви и были посвящены их истолкованию. В отличие от этого новоевропейская мысль осознает себя в относительной независимости от религиозной проблематики. Она занята построением системы взглядов, принимающей во внимание истины христианского Откровения, но не сводящейся к ним. Наиболее ярким образцом такой философии стала философия Г. Гегеля. В ней открыто заявлена претензия перестать быть всего лишь любовью к мудрости, а достигнуть мудрости как таковой. Гегелевская философия воплотила в себе идеал систематичности и рациональности, столь характерный для Нового времени. Основателем европейского рационализма, одним из мыслителей, заложившим основы парадигмы культуры Нового времени, принято считать французского философа Р. Декарта (1596-1650). Другим представителем эпохи, чье имя и творчество не могут быть не отмечены в связи с особенностями духовной ситуации времени, был немецкий философ И. Кант (1724— 1804). Наконец, вершиной западноевропейской философской классики стало творчество выдающегося мыслителя Г.В.Ф. Гегеля (1770—1831).
Глава V РЕНЕ ДЕКАРТ
«У людей, заложивших фундамент новой эпохи философии, последняя является продуктом не их академической деятельности и преподавания, а внутреннего призвания и свободного, независимого досуга. Их задача состоит не в насаждении традиционного учения, а в создании элементов и положений нового учения; поэтому схоластической памяти munus professorium1 не отвечает стремлениям этих первых философов, имеющих достаточно забот по приведению в систему своих мыслей и удовлетворению своей потребности в истине»2.
Так начинает свою книгу о Р. Декарте (1596-1650) знаменитый историк философии К. Фишер, живший и творивший в XIX в. Его многотомная «История новой философии» надолго стала настольной книгой для всех, кого интересовало философское развитие Европы. Книги Фишера переводились и издавались в России, особенно в первые годы XX в. Прямо или косвенно они влияли на трактовку новоевропейской философской мысли, ставшей канонической3 в годы со-
1 Учительский труд (лат.).
- Фишер К. История новой философии. Декарт. М, 1994. С. 163.
3 От слова «канон» (греч.) — общепринятый, обязательный.
ветской власти. Содержащие богатый материал и тщательные по исполнению, они и сегодня продолжают привлекать внимание. Однако в своих трудах К. Фишер выразил особенности подходов и трактовок, принятых в университетской науке XIX в. В сравнении с современными эти подходы и трактовки выглядят односторонними. В частности, К. Фишер (у него были свои предшественники) исходит из узкого понятия рационализма, противопоставляя его эмпиризму. Рациональное здесь трактуется как теоретическое, эмпирическое — как опытное, экспериментальное. Современная философская мысль обращает внимание на широкое понимание рационального, оппозициями которому выступают иррациональное и сверхрациональное. Широкое понимание, в отличие от узкого, имеет значение не только для науки и научного познания, но универсально по сфере применения: с проявлениями рационального в его связи с внерациональным (иррациональным и сверхрациональным) человек сталкивается во всех сферах бытия.
С учетом широкого понимания рационального та сторона философии Р. Декарта, которую принято характеризовать как «рационализм», выглядит в новом свете. Декарт предстает как основатель европейского рационализма, т.е. такого взгляда, согласно которому все бытие может быть исчерпывающим образом познано рациональными средствами науки классического типа.
Наука классического типа (одним из основоположников которой явился сам Р. Декарт) — такой тип знания, который основывается главным образом на причинно-следственном объяснении. Вероятностно-статистические, структурные и иные закономерности ей или неизвестны, или занимают в ней ничтожно малое место в сравнении с тем, какое им отводится в современном научном познании. Классическая наука (в отличие от современной) основывается также на предположении, что человека можно представить исключительно как мыслящее (рациональное) существо, исключив или условно отбросив его внерациональную сторону, т.е. эмоции, потребности, интересы, страсти. Классическая наука формировалась и развивалась вплоть до рубежа XIX-XX вв. Ее ограниченность обнаружилась в связи с научной революцией начала XX в., приведшей к созданию целого ряда теорий, принципиально отличных от прежних, т.е. неклассических по своему типу. Важно тем не менее подчеркнуть, что принципы рационализма в широком понимании, разработанные Р. Декартом и рядом других мыслителей Нового времени, имеют непреходящее значение. Без них невозможна была бы не только классическая, но и современная наука: неклассическое знание не отбрасывает классическое, а надстраивается над ним, ограничивая сферу его применения. Именно поэтому имеют непреходящее значение идеи декартовской философии; именно поэтому нам интересен Р. Декарт, мыслитель и человек, так же как он был интересен людям XIX в., когда создавал свои труды К. Фишер.