I Постмодернизм - культурная ситуация, связанная с пересмотром философских основ всей предшествующей жизни человечества и проявившаяся во всех областях культуры.
Постмодернизм как культурная ситуация начинает обозначаться во второй половине XX века. Для характеристики состояния западноевропейского общества и культуры конца XX века иногда употребляют термин необарокко, предложенный испанским философом X. Р. де Вентос. Такой подход указывает на некоторое родство культурных ситуаций конца XVI - середины XVIII веков (периода барокко) с периодом постмодернизма. Для этой культурной ситуации оказываются характерными следующие черты:
• стремление к условности и символизму («империя эфемерного» -Ж. Липовецкий);
• театральность и карнавальность («общество спектакля» - Г. Дебор);
• раздробленность социальных структур на разнообразные субкультуры («племенная психология» - Гваттари);
Мировоззренческой базой постмодернизма стало разочарование в идеологии Нового времени, сформулированной гуманистами Возрождения и просветителями XVIII века и воплотившейся в культурном проекте модернизма.
|
|
Постмодернизм создает свои альтернативы в культуре:
• человек - такое же существо, как и все, населяющие мир, а не «венец творения»;
• мир изменить человек не может;
• мир относителен;
• истина плюралистична.
От ситуации порядка постмодернизм переводит мир к ситуации относительно организованного хаоса, развивающегося по законам синергетики. Мир теперь относителен и непредсказуем. Наше восприятие мира фрагментарно и иллюзорно. Авторитетность суждения обусловлена контекстом события. Поэтому спутниками постмодернизма становятся демократические принципы государственного устройства и глобализация мира. Классические представления о мере и гармонии оказались неприло-жимыми к миру плюрализма и хаоса. Эстетические отношения человека с миром потеряли свои основные принципы (меру, гармонию), разрабатываемые классической эстетикой.
Новым определяющим началом развития эстетического научного направления стало признание философами факта опосредованности отношений человека с миром всей предшествующей культурой. Эстетическое отношение человека к миру (впервые за историю существования человечества) становится глобально опосредованным Культурой. Эта опосредо-ванность создает главные предпосылки рождения новых постнеклассиче-ских основ теоретического осмысления новой культурной ситуации и мироощущения человека в XXI веке, закрепляющие и утверждающие необходимость коренного преобразования теоретической эстетики.