Новое мироощущение и перспективы эстетики в XXI веке

Новое мироощущение современного человека начало свой отсчет времени после событий 11 сентября 2002 года, когда человечество ясно ощутило тревогу за стабильность и гарантированность мира. Многие вещи, ставшие гарантами стабильности в мире XX века, сегодня перестают быть таковыми. Сегодня уже совершенно ясно, что не все научные открытия - это благо для человека (покоренный атом, генетические опыты и др.). Техника и огромный накопленный потенциал оружия в мире не способны сегодня гарантировать устойчивость мира, в котором на первое место выдвигается человеческая коммуникация. Война сегодня стала не-


видимой и неуправляемой технически (об этом свидетельствуют террак-ты, осуществляемые практически во всем мире).

XXI век столкнулся и с проблемой человека нового типа, сочетающего или противопоставляющего в себе успешность и нравственность, образованность и неинтеллигентность. Ярким прообразом такого человека стала Масяня, родившаяся в Интернете, благодаря Олегу Куваеву.

Мир сегодня многими людьми все чаще ощущается как пародия. Он наполнен не только трагическими мотивами, но и иронией. Этот иронизм возникает от опосредованности восприятия мира человеком культурой и техникой. Сегодня человек не просто существует, а находится в «объятьях культуры» (Кутырев) и технологий, из которых он не может освободиться, так как они все чаще оказываются слишком навязчивыми. Поэтому и сама культура все чаще называется современными философами посткультурой (Бычков).

Глобализация, способствующая открытости мира, все больше настораживает. Интернеттехнологии создают проблему незащищенности конфиденциальной информации, создают возможность для вторжения в индивидуально-интимный мир человека без его ведома. Поэтому, возможно, «открытость» мира скоро сменится тягой к его «закрытости».

Современный человек все больше тоскует по личному, индивидуальному, душевному, простому и естественному. Сегодня наблюдается возрождение интереса к национальному своеобразию в искусстве. Творчество становится менее требовательным и пускает в сферу художественного «непрофессиональное» творчество, в котором главным критерием становится не искусность исполнения, а искренность переживания.

Проблема создания новой эстетики технозированного мира поднималась философами еще до возникновения компьютерных технологий. Среди тех, кто первым обратил внимание на совершенно новый тип эстетических отношений, обусловленных техническими посредниками, был Карл Ясперс (1883-1969). Ключевым понятием для нового направления Ясперс называет особую целесообразность, которая, по его мнению, входит в человеческое бытие и создает особую красоту, связанную не с украшением вещи, а с ее целесообразностью. Таким образом, красотой становится сама целесообразность, способная вызывать у человека восхищение и восторг. Техника, по Ясперсу, создала новый вид красоты, лишенной самой себя, но способной вызывать позитивное переживание у человека, вступающего с ней в контакт.

Виртуальность способна изменять не только представления о красоте как объективном свойстве окружающего человека мира, но и самого субъекта эстетического переживания.

Алвин Тоффлср (р. 1928) пишет о том, человек в информационном обществе станет другим. Распространение надомного труда, обеспеченно-

го компьютерной техникой, позволит человеку углубить свои отношения с близко окружающими людьми, ограничив при этом свои контакты с незнакомыми. Произойдет смена типа общения: частично оно будет опосредовано машиной, т. е. изменено качественно, но частично еще и количественно.

Тоффлер считает, что семья нуклеарного типа (муж, жена и дети) получит множество новых форм: от коммун и групп до контрактных, предполагающих периодичность и разнообразие контактов.

Дан и ел Белл (р. 1919) рассматривает возможность изменения образа жизни человека в информационном обществе, называя его «информационным урбанизмом». Информационные технологии принесут с собой новые формы образования (дистанционное уже существует), творчества, развлечения, производства, ведения хозяйства и т. д.

Появление такого феномена, как информация говорит о том, что сегодня изменяется не только объективный мир и субъект, его воспринимающий, но и характер отношений. Именно информация сегодня претендует не признание своего права активного управления как духовными процессами, так и материальными, происходящими в мире. С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т. д., ас другой, служит основным средством межличностных отношений, способным возникать, видоизменяться, трансформироваться в процессе перехода от одного человека к другому. Поэтому можно считать, что информация - фактор не только социокультурной жизни человека, но и его материального бытия.

Но нельзя отождествлять информацию с культурой. Скорее она -средство культурного взаимодействия и трансляции культурного опыта, элемент культуры общества.

Сегодня возникает проблема анализа информации науками гуманитарного и философского направления. Науке еще предстоит решать такие проблемы, как взаимоотношение техники, информации и человека, влияние информационного поля на индивидуальное сознание и сознание общества и т. д.

Современная эстетика, изучающая особенности мироощущения человека, вовлеченного в компьютерные технологии, призвана создать теоретический «каркас» для развивающегося сегодня совершенно нового художественного явления - Net-арта, исследовать которое не только классическими методами, но и неклассическими уже просто невозможно. Н. Маньковская пишет о том, что сегодня уже «не оправдываются ожидания, сопряженные с кантовской идеей незаинтересованности: свободу интерпретации вытесняет необходимость интерактивного вмешательства


аудитории» (Манъковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб., 2000. С. 308). Она пишет также о том, что технообразы, создаваемые в виртуальности, обладают совершенно иными свойствами, нежели образы художественные. Сегодня наблюдается просто «отсутствие адекватного языка описания технообразов» (там же). Меняется представление не только о творчестве как таковом, но и о произведении искусства: «объект исчезает в деятельности, растворяется в киберпространстве, становясь смутным, размытым» (там же). Технообразы отличаются неустойчивостью, нестабильностью, не ставшим, а все время становящимся явлением. В искусстве пост-постмодернизма, по мнению Маньковской, гибнет возможность интерпретации образа. Она пишет о том, что «эстетика виртульности концептуально шире постмодернистской эстетики. В центре ее интересов — не «третья реальность» постмодернистских художественных симылякров, пародийно копирующих «вторую реальность» классического искусства, но виртуальные артефакты как компьютерные двойники действительности, иллюзорно-чувственная квазиреальность».

Основные признаки развивающейся новой эстетики:

• технообразы (Анна Ко клен);

• интерактивность - реальное воздействие реципиента на художественный объект, трансформирующее последний;

• виртуалистика (новая эстетическая среда);

• транссентиментализм (новое отношение к новой эстетической среде). «Технообразы атакуют классику в лоб, выявляя нечто более сущностное, чем теоретико-эстетическое недомогание: речь идет об изменении понятийного аппарата и принципов эстетического знания», - пишет Н. Маньковская (там же, с. 309). Но существует ли преемственность между классикой, неклассикой и виртуальной эстетикой? В. Бычков справедливо считает, что есть свидетельства «о наступлении в художественно-эстетической культуре нового постнеклассического этапа» (Бычков В. В. Эстетика: Учебник. - М., 2002. С. 519). То, что связь существует, не вызывает сомнения. Классическая эстетика - неклассическая эстетика - по-стнеклассическая (виртуальная) эстетика - это периоды, этапы, стадии эстетического знания, рассматривать которые необходимо как единую целостность. Тем более, что возникновение виртуальной эстетики не означает «отрицание» ею классического и неклассического наследия. Скорее, все они существуют и будут развиваться рука об руку.

Возможно, что появление новых понятий и методов в современной эстетике будет способствовать становлению целого ряда направлений эстетических ислледований и образованию группы эстетических наук в системе гуманитарного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: