Экономические проблемы логистики запасов

Несмотря на технико-технологическую природу запасов, организации несут значимые расходы по запасообразованию.

В логистике запасов чаще всего исходят из того, что оборот­ные средства предприятия ограниченны. Они формируются, а значит, и запасы создаются за счет трех основных источников:

• Прибыли; банковских кредитов;кредиторской задолженности продавцам за поставленные товары и оказанные услуги

Затраты по хранению товаров — это: а) затраты на строительство, аренду и текущее содержание складских помещений
и оборудования; б) расходы по учету и инвентаризации запасов;
и) выплаты на заработную плату складских работников; г) потери от физического и морального износа хранящихся продуктов и от естественной убыли.

Потери от иммобилизации оборотных средств не столь очевидны для предприятия и не отражаются в его учете. Они обусловлены тем, что денежные средства в запасах на некото­рое время исключаются из оборота и не приносят доход в соот­ветствии с нормой рентабельности данного предприятия или процентной ставкой по депозитным вкладам.

Величина переменных издержек растет вместе с ростом са­мих запасов.

Постоянные издержки, обусловленные главным образом решениями в области закупок или продаж, которые влияют ни величину запасов, включают затраты по организации за­казов, потери от дефицита и потери (или выигрыш) на ценовом факторе.

Ø Затраты по организации заказов (на поиск клиента, пере­говоры и заключение договоров, на транспортно-заготовительные цели и по приемке) принимают различные формы: а) зар­плата работникам; б) расходы на материалы; в) оплата оборудования.

Ø Потери от дефицита растут пропорционально продолжи­тельности дефицитной ситуации. Дефицит сырья и материа­лов из-за недостаточности производственных запасов влечет за собой дополнительные расходы: увеличивается материалов трудоемкость изделий, дорожает сырье при заменах, ухуд­шается качество товаров, теряется прибыль в связи с простоя­ми и прекращением выпуска продукции. Дефицит товаров, вызванный недостаточностью сбытовых и товарных запасов, оборачивается пеней и штрафами, подрывает репутацию орга­низации в глазах клиентов, что в ситуации высокой конкурен­ции ведет к потере доли рынка сбыта.

Ø Потери (или выигрыш) на ценовом факторе возникают в том случае, если предприятие имеет возможность закупать один и тот же товар по разным ценам, причем от принятого решения зависит величина запасов. Так, при покупке больших партий довольно часто действует оптовая скидка к цене, что позволяет увеличить запасы и сэкономить на покупке. Напротив, при складской форме поставки объем закупаемой партии бывает меньшим, поскольку цена выше, чем у непосредственного производителя, за счет складской наценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: