Несмотря на технико-технологическую природу запасов, организации несут значимые расходы по запасообразованию.
В логистике запасов чаще всего исходят из того, что оборотные средства предприятия ограниченны. Они формируются, а значит, и запасы создаются за счет трех основных источников:
• Прибыли; банковских кредитов;кредиторской задолженности продавцам за поставленные товары и оказанные услуги
Затраты по хранению товаров — это: а) затраты на строительство, аренду и текущее содержание складских помещений
и оборудования; б) расходы по учету и инвентаризации запасов;
и) выплаты на заработную плату складских работников; г) потери от физического и морального износа хранящихся продуктов и от естественной убыли.
Потери от иммобилизации оборотных средств не столь очевидны для предприятия и не отражаются в его учете. Они обусловлены тем, что денежные средства в запасах на некоторое время исключаются из оборота и не приносят доход в соответствии с нормой рентабельности данного предприятия или процентной ставкой по депозитным вкладам.
|
|
Величина переменных издержек растет вместе с ростом самих запасов.
Постоянные издержки, обусловленные главным образом решениями в области закупок или продаж, которые влияют ни величину запасов, включают затраты по организации заказов, потери от дефицита и потери (или выигрыш) на ценовом факторе.
Ø Затраты по организации заказов (на поиск клиента, переговоры и заключение договоров, на транспортно-заготовительные цели и по приемке) принимают различные формы: а) зарплата работникам; б) расходы на материалы; в) оплата оборудования.
Ø Потери от дефицита растут пропорционально продолжительности дефицитной ситуации. Дефицит сырья и материалов из-за недостаточности производственных запасов влечет за собой дополнительные расходы: увеличивается материалов трудоемкость изделий, дорожает сырье при заменах, ухудшается качество товаров, теряется прибыль в связи с простоями и прекращением выпуска продукции. Дефицит товаров, вызванный недостаточностью сбытовых и товарных запасов, оборачивается пеней и штрафами, подрывает репутацию организации в глазах клиентов, что в ситуации высокой конкуренции ведет к потере доли рынка сбыта.
Ø Потери (или выигрыш) на ценовом факторе возникают в том случае, если предприятие имеет возможность закупать один и тот же товар по разным ценам, причем от принятого решения зависит величина запасов. Так, при покупке больших партий довольно часто действует оптовая скидка к цене, что позволяет увеличить запасы и сэкономить на покупке. Напротив, при складской форме поставки объем закупаемой партии бывает меньшим, поскольку цена выше, чем у непосредственного производителя, за счет складской наценки.