Логистические посредники в каналах: типы и основные функции

Посредник это физическое или юридическое лицо, способствующее установлению деловых связей между производителями продукции, с одной стороны, и потребителя­ми - с другой, с целью передачи товаров и прав собственности на них.

Функции посредников в логистическом процессе можно разделить на три группы:

• обмена (купли-продажи) базисные функции логи­стики;

• физического распределения, относящиеся к ключевым функциям логистики;

• специализированные (стандартизации качества, финансирования, информационной поддержки, страхования рис ков и т.п.), относящиеся к поддерживающим.

Посредниками в процессах обмена (купли-продажи) товаров являются совершающие оптовые закупки торговые пред­приятия, лизинговые компании, агенты, брокеры и другие юридические и физические лица, которыми заключаются многочисленные сделки купли-продажи и выполняются ба­зисные функции логистики. Это означает, что они занимают центральное место среди логистических посредников в дистрибьюции.

Торговые посредники кроме базисных функций непосред­ственного обмена (купли-продажи) товара могут выполнять и другие ключевые функции физического распределения (например, транспортировки, экспедирования, грузопереработки, управления запасами), а также специализированные поддерживающие функции (страхования, кредитно-финан­сового, информационно консультационного обслуживания и т.д.). Это логистические посредники, выполняющие ши­рокий круг функций, и поэтому их можно отнести к широкофу нкцион ал ьны м.

В отличие от них в операциях физического распределе­ния выделяют узкофункциональных логистических посред­ников — специализированные транспортные компании, экс­педиторы, транспортно-экспедиторские фирмы, склады об­щего пользования, грузовые терминалы и терминальные комплексы, стивидорные компании, распределительные центры, компании физического распределения, предприя­тия по сортировке, затариванию и упаковке готовой продукции, таможенные брокеры, агенты. Это логистические деньги. В этом случае те, кто одалживают средства, также являются посредниками, так как они сводят вместе покупа­телей, продавцов и источники кредита.

Посредники в канале продвижения – это те, кто помога­ет проведению рекламных кампаний и другой деятельности в этой области. Речь идет о фирмах, которые проектируют, создают и транспортируют выставочные образцы для показа на ярмарках и выставках-продажах. Рекламные агентства занимаются подготовкой и размещением рекламных материалов в средствах массовой информации.

В канале товародвижения: одним из самых распространенных среди узкофункциональных посредников является экспедиционное агентство, ор­ганизующее перевозки партий грузов, в функции которого входит сбор и объединение небольших партий товаров в боль­шие, а затем доставка их в вагонах или на грузовиках по же­лезным или автомобильным дорогам.

Важным вопросом при формировании канала распределе­ния товара является решение о структуре канала, т.е. о чис­ле; уровней и конкретном составе его участников. При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Чаще всего посредников классифицируют по двум призна­кам: от чьего имени работает посредник и за чей счет он ве­дет свои операции. Исходя из этого, следует выделять два ти­па посредников:

• оказывающие содействие в распределении продукции изготовителю (продавцу), но не получающие- права собствен­ности на эту продукцию (зависимые);

• участвующие в распределении продукции изготовите­ля как собственники этой продукции (независимые).

К первой группе относятся зависимые от изготовителя организации, а также отдельные лица, оказывающие содействие изготовителю (владельцу) товара в его распределении (продаже), но не принимающие непосредственного участия в сделках купли - продажи своим капиталом и не несущие при этом никаких коммерческих рисков. К ней относятся: агенты, брокеры, комиссионеры, консигнаторы и др. Обобщенно это сбытовые и транспортные структуры произво­дителей. К зависимым относятся также снабженческие и транспортные структуры институциональных потребителей.

Ко второй группе посредников относятся независимые организации, участвующие в процессе распределения продукции изготовителя от своего имени и за свой счет, приобретая тем самым право собственности на реализуемую про­дукцию. В свою очередь в этой группе можно выделить по­средников:

• выступающих по отношению к изготовителю (продавцу) покупателями, приобретающими его продукцию на осно­ве договора купли-продажи. Они становятся собственниками этой продукции и могут в дальнейшем реализовать ее по сво­ему усмотрению на любом товарном рынке и по любой цене. В системе распределения в качестве таких фирм выступают торговые дома, оптовые и розничные организации;

• получающих от изготовителя (товаровладельца) по от дельному договору право продажи его продукции (товаров) на определенной территории в течение согласованного пе­риода времени. Такой договор устанавливает условия отно­шений между изготовителем (товаровладельцем) и посред­ником при распределении продукции. Для его выполнения стороны заключают самостоятельные контракты, по которым посредники выступают как покупатели продукции (то­варов). К ним относятся дистрибьюторы, дилеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: