Посредник это физическое или юридическое лицо, способствующее установлению деловых связей между производителями продукции, с одной стороны, и потребителями - с другой, с целью передачи товаров и прав собственности на них.
Функции посредников в логистическом процессе можно разделить на три группы:
• обмена (купли-продажи) базисные функции логистики;
• физического распределения, относящиеся к ключевым функциям логистики;
• специализированные (стандартизации качества, финансирования, информационной поддержки, страхования рис ков и т.п.), относящиеся к поддерживающим.
Посредниками в процессах обмена (купли-продажи) товаров являются совершающие оптовые закупки торговые предприятия, лизинговые компании, агенты, брокеры и другие юридические и физические лица, которыми заключаются многочисленные сделки купли-продажи и выполняются базисные функции логистики. Это означает, что они занимают центральное место среди логистических посредников в дистрибьюции.
Торговые посредники кроме базисных функций непосредственного обмена (купли-продажи) товара могут выполнять и другие ключевые функции физического распределения (например, транспортировки, экспедирования, грузопереработки, управления запасами), а также специализированные поддерживающие функции (страхования, кредитно-финансового, информационно консультационного обслуживания и т.д.). Это логистические посредники, выполняющие широкий круг функций, и поэтому их можно отнести к широкофу нкцион ал ьны м.
|
|
В отличие от них в операциях физического распределения выделяют узкофункциональных логистических посредников — специализированные транспортные компании, экспедиторы, транспортно-экспедиторские фирмы, склады общего пользования, грузовые терминалы и терминальные комплексы, стивидорные компании, распределительные центры, компании физического распределения, предприятия по сортировке, затариванию и упаковке готовой продукции, таможенные брокеры, агенты. Это логистические деньги. В этом случае те, кто одалживают средства, также являются посредниками, так как они сводят вместе покупателей, продавцов и источники кредита.
Посредники в канале продвижения – это те, кто помогает проведению рекламных кампаний и другой деятельности в этой области. Речь идет о фирмах, которые проектируют, создают и транспортируют выставочные образцы для показа на ярмарках и выставках-продажах. Рекламные агентства занимаются подготовкой и размещением рекламных материалов в средствах массовой информации.
В канале товародвижения: одним из самых распространенных среди узкофункциональных посредников является экспедиционное агентство, организующее перевозки партий грузов, в функции которого входит сбор и объединение небольших партий товаров в большие, а затем доставка их в вагонах или на грузовиках по железным или автомобильным дорогам.
|
|
Важным вопросом при формировании канала распределения товара является решение о структуре канала, т.е. о числе; уровней и конкретном составе его участников. При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Чаще всего посредников классифицируют по двум признакам: от чьего имени работает посредник и за чей счет он ведет свои операции. Исходя из этого, следует выделять два типа посредников:
• оказывающие содействие в распределении продукции изготовителю (продавцу), но не получающие- права собственности на эту продукцию (зависимые);
• участвующие в распределении продукции изготовителя как собственники этой продукции (независимые).
К первой группе относятся зависимые от изготовителя организации, а также отдельные лица, оказывающие содействие изготовителю (владельцу) товара в его распределении (продаже), но не принимающие непосредственного участия в сделках купли - продажи своим капиталом и не несущие при этом никаких коммерческих рисков. К ней относятся: агенты, брокеры, комиссионеры, консигнаторы и др. Обобщенно это сбытовые и транспортные структуры производителей. К зависимым относятся также снабженческие и транспортные структуры институциональных потребителей.
Ко второй группе посредников относятся независимые организации, участвующие в процессе распределения продукции изготовителя от своего имени и за свой счет, приобретая тем самым право собственности на реализуемую продукцию. В свою очередь в этой группе можно выделить посредников:
• выступающих по отношению к изготовителю (продавцу) покупателями, приобретающими его продукцию на основе договора купли-продажи. Они становятся собственниками этой продукции и могут в дальнейшем реализовать ее по своему усмотрению на любом товарном рынке и по любой цене. В системе распределения в качестве таких фирм выступают торговые дома, оптовые и розничные организации;
• получающих от изготовителя (товаровладельца) по от дельному договору право продажи его продукции (товаров) на определенной территории в течение согласованного периода времени. Такой договор устанавливает условия отношений между изготовителем (товаровладельцем) и посредником при распределении продукции. Для его выполнения стороны заключают самостоятельные контракты, по которым посредники выступают как покупатели продукции (товаров). К ним относятся дистрибьюторы, дилеры.