Словарь-справочник основных терминов и понятий в курсе «Профессиональная этика и служебный этикет» 5 страница

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОФИЦЕРА – базовое понятие военной педагогики, обозначающее определенный уровень овладения методами и формами воинского обучения и воспитания, достигнутая степень развития военно-педагогических способностей. К наиболее ярко выраженным военно-педагогическим способностям относятся педагогическая направленность (склонность к педагогической деятельности); дидактическая способность (умение передавать знания); ораторские способности (умение четко выражать свои мысли с помощью речи); педагогическая наблюдательность (способность замечать факты, влияющие на военно-педагогический процесс); суггестивная способность (умение внушать подчиненным определенные установки, идеи); коммуникативная способность (умение правильно устанавливать взаимоотношения в коллективе); организаторские способности (умение поддерживать оптимальный режим обучения и воспитания); личные способности (умение соблюдать в работе организованность, исполнительность, педагогический такт); способность управлять своей эмоциональной сферой (контролировать чувства и настроения); академические способности (наличие глубоких знаний, сопряженное со стремлением к самосовершенствованию); педагогическое воображение (умение прогнозировать результаты обучения и воспитания); умение распределять внимание (одновременный контроль за действиями подчиненных). ПКО формируется поэтапно: вначале осваивается педагогическая техника как совокупность средств и приемов, с помощью которых офицер добивается нужного учебно-воспитательного эффекта; затем формируется педагогическое мастерство как владение различными педагогическими технологиями, позволяющими использовать воздействие на подчиненных комплексно, гибко и в условиях возникновения трудностей. Наконец, на базе педагогической техники и педагогического мастерства складывается педагогическая культура, как совершенное владение всей совокупностью психолого-педагогических ЗУН, соединенных с профессиональной уверенностью, интуицией и твердой волей.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ базовое понятие педагогической психологии, под которым понимается специфически межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в образовательном процессе. Различают регламентированный и импровизационный стили педагогического взаимодействия, которые могут также рассматриваться как стили педагогического общения. Также существуют авторитарный, попустительский и демократический стили педагогического общения. Педагогическое общение понимается также как структурный компонент и одновременно способ реализации методов и приемов педагогических воздействий, направленных на формирование личности обучаемых. Педагогическое общение выполняет самые разнообразные функции: передает социальные, культурные и нравственные ценности, формирует духовный мир учащихся, является сферой реализации педагогом своих существенных сил. Б.Г. Ананьевым были показаны направления влияния общения преподавателя на формирование личности студентов, их отношение к другим людям и себе. Педагогическое общение органически входит в структуру методов и приемов обучения, воспитания и вместе с тем является способом их реализации. В структуру педагогического общения входят педагогическое воздействие (прямое и косвенное), подражание, внушение, заражение, идентификация. Педагогическое общение включает три компонента: социально-перспективный, эмоциональный, поведенческий. Следует отметить, что педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъекта этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Выделяются три уровня педагогического общения: высокий, средний и низкий. Основные функции взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении: 1) конструктивная; 2) организационная; 3) коммуникативно-стимулирующая; 4) информационно-обучающая; 5) эмоционально-корригирующая; 6) контрольно-оценочная. В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) возможны разные типы педагогического общения или поведения преподавателя: а) естественный; б) напряженно-преобразовательный; в) преднамеренно-уклончивый; г) непроизвольно-тормозной; д) эмоциональный срыв; е) неадекватный тип. Экспериментально доказано, что существует взаимосвязь между уровнем педагогической деятельности и характерной для педагога структурой педагогического общения. Так, для преподавателей с низким уровнем педагогической деятельности на первом месте стоят педагогические воздействия дисциплинарного характера (46,5 %), затем оценивающего характера (31 %) и организующего характера (22,5 %). У преподавателей с высоким уровнем педагогической деятельности на первом месте воздействия организующего характера (48,5 %), затем дисциплинирующего (38,3 %) и оценивающего характера (13,7 %). Среднее количество педагогических воздействий за одно занятие составляет: у преподавателя высокого уровня 17, а у преподавателя низкого уровня 69.

ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА - вид малой группы, члены которой находятся в непосредственном тесном контакте, при этом социальная дистанция между ними незначительна.

ПОВЕДЕНИЕ - центральная категория западной психологии, в самом широком смысле понимаемая как извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, служащая для контактов с окружающим миром с целью удовлетворения индивидуальных потребностей. Поведение представляет собой совокупность фактов, к которым относят: 1) внешние проявления физиологических процессов (мимика, поза, интонация и другое); 2) отдельные движения и жесты; 3) действия, имеющие определенный смысл; 4) поступки или действия, имеющие социальное значение. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И.П. Павлов считал поведение. В дальнейшем представители бихевиоризма противопоставили поведение сознанию, считая, что предмет психологии только поведение, сведенное к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. Для поведения человека характерен ряд особенностей: а) оно выступает внешним выражением его внутреннего мира; б) знание норм и правил недостаточно для регуляции поведения, необходимо так называемое осознанное усвоение; в) оно характеризуется использованием знаков, символов, в частности – речи; г) оно почти всегда общественно обусловлено; д) в нем отражаются индивидуально-психологические особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и другое. Различают пять уровней поведения: таксисы (простейшая форма адаптации живого организма); рефлексы (реакции на возбуждение рецепторов или ответная реакция организма на раздражитель; могут быть безусловными или врожденными и условными или приобретенными); поведение инстинктивное (основанное на формировании новых поведенческих актов в новых ситуациях на основе инстинкта); научение (процесс приобретения индивидуального опыта); деятельность рассудочная (поведение, выходящее за рамки реактивного приспособления).

ПОВТОРЕНИЕ - воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их запоминания.

ПОДРАЖАНИЕ - социально-психологическое понятие, заключающееся в непроизвольном (а иногда и произвольном) копировании чужих действий, форм поведения, принятии чужих социальных ценностей и т.д. Подражание может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на результаты воинской деятельности. Подражание может быть манерным и рассудочным. Манерное подражание состоит в копировании или имитации внешних признаков поведения или определенных действий, совершаемых кем-то. Рассудочное подражание выражается в воспроизведении оценок и суждений других лиц, оно имеет место среди людей, которые копирует рассуждения значимых других. Общая тенденция такова, что конкретный образец для подражания с возрастом становится все более обобщенным. Подражание может осуществляться в трех формах: копирования (повторения каких-то действий), конгруэнции (согласования собственных действий с образцом) и референтности (уподобления значимой личности).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологии, изучающая психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п.) политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.

ПОНИМАНИЕ - способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнуть благодаря этому результата.

ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая предметы и явления действительности в виде совокупности их общих отличительных признаков.

ПОТРЕБНОСТЬ - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

ПООЩРЕНИЕ - междисциплинарное понятие, имеет несколько значений: 1) в социальной психологии – это способ психологического воздействия, состоящий во внешнем активном стимулировании или побуждении человека к инициативной деятельности; 2) в педагогике – это метод воспитания, регулирование поведения воспитанника путем его стимулирования, побуждения к закреплению положительного опыта; 3) в военной службе – форма признания заслуг и отличий военнослужащих, проявивших усердие в службе и отличившихся при выполнении воинского долга; составная часть дисциплинарной практики. В ВС РФ все виды поощрения и права командиров по их применению определены Дисциплинарным уставом ВС РФ. Педагогическими условиями применения поощрения являются: обоснованность и целесообразность; повышение требовательности к подчиненным; правильное сочетание различных видов и форм; своевременность и гласность; поощрение воинских коллективов. Наряду с видами поощрения, перечисленными в Дисциплинарном уставе, существуют такие формы поощрения, как: положительный отзыв о подчиненном перед строем; изменение личного отношения к подчиненному в лучшую сторону; положительный доклад старшему начальнику о воине; повышенное доверие к военнослужащему со стороны командира подразделения; обобщение и распространение передового опыта службы воинов.

ПОСТУПОК психологическое понятие, это сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к миру в целом. Поступок – основная единица социального поведения личности. Поступок может быть выражен в форме: а) действия или бездействия; б) позиции, высказанной словесно; в) отношения к чему-либо, оформленного в виде слова, жеста, тона, смыслового подтекста; г) волевого действия. Реализации поступков предшествует внутренний план действий, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата, последствий для окружающих и для общества в целом. Поступок следует отличать от проступка – действия, нарушающего нравственные и правовые нормы, наказуемого общественным осуждением или санкциями.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - правовая пропаганда, воспитание в духе уважения к законам и нормам права, формирование активной жизненной позиции по отношению к антиобщественным действиям и нарушителям общественного порядка.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ – базовое понятие военной педагогики, представляющее собой целенаправленное систематическое воздействие на сознание, психику военнослужащих в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение законодательной политики, готовность защищать Отечество. Сущность правового воспитания заключается в обеспечении превращения правовых знаний в убеждение. Содержанием правового воспитания военнослужащих является формирование у них глубокой убежденности в справедливости, разумности и целесообразности воинского порядка, основанного на строжайшем исполнении законов и воинских уставов, понимания того, что нормы права выражают интересы всего народа, а их соблюдение есть необходимое условие поддержания высокого уровня бдительности и боевой готовности армии и флота. Задачи правового воспитания военнослужащих: формирование у них высокого правосознания, стимулирование правомерной активной деятельности в составе ВС РФ; обеспечение твердой воинской дисциплины и правопорядка в части; обеспечение сознательного исполнения военнослужащими обязанностей воинской службы; сплочение воинских коллективов и воспитание чувства личной ответственности за выполнение воинского долга. Направления правового воспитания военнослужащих: правовая пропаганда; правовое обучение; правовое саморазвитие; правовая практика. Правовое воспитание военнослужащих осуществляется на основе Концепции правового воспитания личного состава ВС РФ, утвержденной Министерством обороны РФ 15.04.1988 г. В Концепции раскрыты цель, основные задачи, сущность, основные направления, средства правового воспитания военнослужащих, его организация и порядок определения эффективности.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении.

ПРИВЫЧКА – междисциплинарное понятие, которое в самом общем смысле обозначает поведение, образ действия, склонность, ставшие для человека в жизни обычными, постоянными. В психологии имеет два основных значения: 1) автоматизированное действие, выполнение которого в определённых условиях стало потребностью; 2) часть или форма поведения, имеющая ритуализированный характер или характер принуждения. В формировании привычки решающее значение имеет физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным фоном. Физиологической основой привычки является динамический стереотип нервных процессов в коре больших полушарий. Различают полезные и вредные привычки. К полезным привычкам можно отнести аккуратность, бережливость, организованность. К вредным привычкам относятся неаккуратность; несдержанность; навязчивые ритуализированные действия, в т.ч. курение, употребление спиртных напитков. Формирование полезных и борьба с вредными привычками является важнейшей задачей воспитания. Для воспитания привычки необходимо прежде всего правильное формирование действия, сопровождаемое осознанием его значения и условий. Для избавления от вредных привычек применяются следующие методы: замена одного стимула на другой; повторение действия до тех пор, пока усталость или неприятные ощущения не отвратят от него; перемена окружения с целью избавления от нежелательного стимула; постепенное включение стимула, приводящего к реакции, которую хотят избежать; наказание (наименее эффективный метод).

ПРИКАЗ – междисциплинарное понятие, в службе носит ключевой характер, им обозначается письменное или устное распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) служебного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами частей. Командиры подразделенийотдают приказ только в устной форме. Приказ должен соответствовать требованиям законов. Наряду с приказом в служебных подразделениях применяется приказание как форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам.

ПРИМЕР - междисциплинарное понятие, которое обозначает факт, конкретный случай, приводимый с целью пояснения или в качестве доказательства какого-либо тезиса. В социальной психологии пример – это прием психологического воздействия, представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение лиц системой образов (положительных или отрицательных), призванных служить ориентиром, стимулом и средством подражания и социального саморазвития. В педагогике пример – это метод воспитания, заключающийся в сознательном или бессознательном воспроизведении воспитанником опыта, действий, поведения и манер, преподносимых в качестве образа. Различают пример личный или персонифицированный ориентир для социального подражания, он связан с авторитетом (положительный пример) или с притягательностью девиантного поведения (отрицательный пример); а также пример социальный или образец для массового подражания, выраженный в стиле жизни, образе мыслей, линии общественного поведения группы социальной. Побудителями его могут быть как истинные (положительный пример), так и ложные (отрицательный пример) ценности. По типу воздействия на сознание людей пример разделяют на две группы: пример непосредственного влияния (личный пример воспитателя, командира, офицера) и опосредованного влияния (пример из жизни выдающихся людей, из литературы и искусства). Педагогическими условиями применения примера в воспитании служащих является: а) обеспечение личной примерности командира; б) сочетание примера с правильной организацией службы; в) осознание служащими общности и совпадения между собой и примером; г) выбор в качестве примера значимого другого, действительно обладающего положительными качествами.

ПРИНУЖДЕНИЕ – междисциплинарное понятие, которым обозначается воздействие на индивида (коллектив, организацию) с целью заставить его сделать что-либо вопреки его желаниям. В педагогике принуждение рассматривается, как один из методов воспитания, предполагающий безусловное подчинение воспитанника воле воспитателя. В условиях военной службы принуждение является правомерным методом воинского воспитания, оно следует за убеждением и не сводится только к наказанию. Принуждение осуществляется через воспрещение, торможение, разрушение отрицательных качеств подчиненного. Воспитательный эффект принуждения достигается и тогда, когда оно по своей форме тактично, не направлено на снижение статуса личности, применяется с учетом конкретных условий. Принуждение следует отличать от подчинения, которое представляет собой: 1) зависимость индивида (группы, общности) в своих действиях от другого лица; 2) действие руководителя (управляющей системы) по приведению действий людей, находящихся в субординированных отношениях, в соответствие с требованиями организации к своим членам; 3) умение человека сознательно направлять свои поступки на достижение общей задачи (коллектива, группы, класса, народа, общества, человечества). Принуждение достигается различными методами: экономическими, административными, социально-психологическими. Для обозначения состояния подчинения служащих используют понятие подчиненность – обусловленные природой служебной организации и основанные на требованиях служебной дисциплины взаимоотношения между служащими, командными инстанциями, штабами и другими служебными учреждениями, обязывающие подчиненных строго и точно выполнять все приказы и распоряжения командиров (начальников) и вышестоящих инстанций.

ПРОБЛЕМА - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - интеллектуальное затруднение, которое возникает у человека, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ - один из видов обучения, основанный на организации поисковой деятельности обучаемых, на формировании у них навыков продуктивного творческого изучения учебных дисциплин.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – базовое понятие психологии труда, понимаемое как высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастные требования общественного производства и культуры. Профессионализм приобретается в ходе учебной и практической деятельности по освоению трудовых функций.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – базовое понятие психологии труда, понимаемое как профессия, род деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. ПД рассматривается как активность, направленная на удовлетворение потребностей и социально обусловленная по целям. Факторы эффективности ПД: а) субъективные (уровень профессиональной подготовки, профессионально важные особенности, состояние работника); б) объективные – средовые (организация деятельности, объективные условия обстановки, условия обитания); в) аппаратные (организация рабочего места, поток информации, контроль деятельности). Цель ПД выступает в двух аспектах: идеальное или мысленное представление будущего результата и уровень достижений, на которые претендует личность. В составе ПД выделяются: мотив, цель, планирование, переработка информации, оперативный образ и концептуальная модель, принятие решения, действие, проверка результатов и коррекция действий. В психологии труда принята классификация видов ПД по критерию “объект труда”: 1) профессии типа “человек-природа”; 2) “человек-техника”; 3) “человек-человек”; 4) “человек-знак”; 5) “человек-художественный образ”. Профессиональная деятельность служащего, представляет собой его целенаправленную активность, процесс реализации им конкретных функций и должностных обязанностей. Совпадение выдвигаемых целей и задач с его личностными позициями и качествами выступает принципом и условием продуктивности действий по их реализации. Для успеха необходимы достаточно сформированные ЗНУ, психологические качества, личностные позиции и акмеологические варианты. ПД служащего выступает важнейшей стороной его труда.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА - свод или комплекс норм и правил поведения в обществе, которые регулируют взаимоотношения между людьми, занимающимися определенными видами профессиональной деятельности (воинской, научной, врачебной, юридической, художественной и т.д.).

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА – базовое понятие психологии труда. Под ним понимают свойства личности, совокупность которых является потенциальными или актуальными способностями к данной деятельности, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности. В ходе проведения профессионального психологического отбора производится определение профессиональной пригодности и разработка рекомендаций по распределению граждан для подготовки по учетным специальностям и должностям, которые опираются на выявление ПВК у обследуемых лиц и соотнесение их с перечнем, приведенным в Психологической классификации должностей. Так, например, для замещения служащими командных должностей требуется наличие у кандидатов следующих ПВК: развитых организаторских и познавательных способностей, умения ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок, инициативности, самообладания, ответственности, требовательности, принципиальности, самостоятельности, ясной и разборчивой речи. ПВК педагога включают: а) высокий уровень владения предметом; б) умение передавать ЗУН; в) требовательность; г) умение заинтересовать обучающегося; д) общую эрудицию и др.

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В СЛУЖЕБНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ – понятие служебной деятельности, часть воспитательной работы по поддержанию правопорядка и служебной дисциплины, направленная на прогнозирование, успешное предупреждение и разрешение конфликтов, возникающих между служащими. Эта работа подразделяется на два основных направления: 1) предупреждение конфликтов путем такой организации жизнедеятельности служащих, которая сводит к минимуму вероятность конфликтного взаимодействия между ними. Для этого необходимо соблюдение пяти балансов социально-психологических условий, нарушение которых может привести к конфликтам: баланса ролей; баланса взаимозависимости в решениях и действиях; баланса взаимных услуг; баланса ущерба и баланса самооценки и внешней оценки. Кроме того, необходима работа по минимизации негативных эмоций за счет реалистичного отношения к окружающим, отказа от немедленных результатов, оценки актуального настроения служащего и др. приемов; 2) конструктивное разрешение конфликтов в условиях службы связано с воздействием на уже возникшие конфликты. Основными формами такой работы являются: разрешение (действия, направленные на прекращение противодействия); урегулирование (приглашение третьей стороны в целях исчерпания противодействия); затухание (временное прекращение противодействия); устранение (ликвидация основных структурных элементов конфликта); перерастание в новый конфликт (возникновение нового, более значимого противоречия и смена объекта конфликта).

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В СЛУЖЕБНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ – понятие служебной деятельности, часть воспитательной работы по поддержанию правопорядка и дисциплины, направленная на предотвращение проникновения наркотиков в служебные части и подразделения, предупреждение их распространения среди личного состава, активное выявление лиц, страдающих наркотической зависимостью и принятие к ним мер воспитательного, дисциплинарного и медицинского характера. Под наркоманией понимается заболевание, проявляющееся в непреодолимом влечении к постоянному приему наркотических средств вследствие стойкой психологической и физической зависимости от них. Основой ПН является разъяснительная работа. Кроме того, в целях ПН проводятся следующие мероприятия: 1) занятия со служащими по вопросам распознания, действий при обнаружении служащих в состоянии наркотического опьянения и ответственности за незаконный оборот наркотиков; 2) выявление служащих группы риска, потенциально склонных к употреблению наркотиков; 3) проведение регулярных медицинских осмотров, на которых должен лично присутствовать командир подразделения; 4) перекрытие всех возможных каналов доставки наркотиков; 5) организация осмотра мест вероятного хранения наркотических средств (помещений, транспортных средств); 6) немедленное отстранение от выполнения задач служащих, имеющих признаки употребления наркотических веществ.

ПРОФИЛАКТИКА ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА СЛУЖАЩИХ – понятие служебной деятельности, представляющее собой часть воспитательной работы по поддержанию правопорядка, направленная на борьбу с употреблением служащими спиртных напитков в служебное время, предотвращении пьянства в быту. Эта работа включает следующие мероприятия: 1) разъяснение служащим особой опасности пьянства, его вреда здоровью и благополучию семей служащих; 2) организацию индивидуальной работы с каждым служащим контрактной, склонным к алкоголизму на предмет определения целесообразности увольнения со службы; 3) разработку и осуществление системы совместной работы командиров (начальников), психологов, должностных лиц медицинской службы, физической подготовки и военной культуры по пропаганде здорового образа жизни; 4) совершенствование работы учреждений в организации культурного досуга служащих и членов их семей; 5) привлечение представителей женсоветов и других общественных организаций к антиалкогольному воспитанию служащих и членов их семей; 6) привлечение к дисциплинарной ответственности, общественное осуждение лиц, склонных к алкоголизму.

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ СО СЛУЖАЩИМИ – понятие службы, составная часть психологической работы в служебных подразделениях, направленная на предупреждение попыток самоубийства служащих. Суицид понимается как акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии душевного расстройства либо под воздействием психического заболевания. Поскольку суицид чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, постольку он может быть разделен на некоторые периоды времени, среди которых особый интерес вызывает предсуицид или период, предшествующий суицидному акту. В нем выделяются две фазы: предиспозиционная, отличающаяся исключительно эмоциональной напряженностью для суицидента, когда внимание военнослужащего фиксируется на неодолимых трудностях; суицидальная фаза проявляется во внутреннем (мысли, намерения, переживания) и внешнем суицидальном поведении (высказывания, практические действия). Психическое состояние суицидента накануне суицидной попытки бывает неоднозначным, что обусловливается разнообразным сочетанием индивидуально-личностных и ситуационных факторов. Депрессия выявлена у 60% обследованных суицидентов. Само суицидальное поведение может иметь три разновидности: истинное, когда действия суицидента направлены на лишение себя жизни, а предсуицид отличается большой длительностью; аффективное, когда действия возникают в результате острого психотравмирующего события, отсутствует сознательная личностная переработка переживаний, предсуицид значительно сокращен; демонстративно-шантажное, когда действия направлены на оказание психологического давления на окружающих, предсуицид имеет среднюю протяженность. ПСП в общем случае является задачей психолога части и содержит следующие мероприятия: а) выявление служащих группы социального риска; б) оценка суицидоопасности по 4-балльной системе (отсутствие, возможность, опасность, совершение суицидальной попытки); в) проведение профилактической беседы; г) психологический анализ каждого случая суицида; д) организация реабилитационных мероприятий со служащими, совершившими суицидальную попытку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: