Предпосылки возникновения: упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, недооценка человеческого фактора, свойственные «классической» школе, явились предпосылкой возникновения на рубеже 30-х гг. XX века «школы человеч.отношений». Она основывается на достижениях психологии и социологии. Основатели этой школы: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер. Особенность школы человеч. отношений в управлении: смещение акцента с управления работой на управление людьми, персоналом.
Сущность школы человеческих отношений:
1. люди в основном мотивируются соц. потребностями и ощущают собственную индивидуал. благодаря своим отношения с другими людьми 2. в результ. промышл. революции работа потеряла привлекательность, поэтому удовлетвор. чел. должен искать в соц. взаимоотношен. 3. люди более отзывчивы к соц. влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящ. от руководства 4. работник откликается на распоряжение руовод., если руков. может удовлетворить социальные нужды своих подчинен.
|
|
Школа челов. отнош. внесла в прежние концепции менедж. следующ. поправки:
- увиличение вниман. к соц. потребн. чел.
- улучшен. рабочих мест путем снижения отрицат. последств. сверхспециализации
- отказ от акцента на иерархичность власти и призыв к участию работников в управлении
- возрастающ. признание неформальных отношений
Теория человеч. отношений получила свое естественное развитие и продолжение в становлении поведенческого (бихевиористского) подхода в управлении.
Сущность поведенческого подхода состоит в выявление характера поведения работника на своем рабочем месте и его продуктивности в зависимости от изменяющихся условий труда и взаимоотношений между работниками и менеджерами.
Определяющие факторы повышения эффективности деятельности организации, в которой управление базируется на поведенческом подходе: 1) осознание работником своих возможностей; 2) удовлетворение, получаемое от выполняемой работы; 3) социальное взаимодействие и наличие общих целей и интересов трудового коллектива.
Школа поведенческих наук способствовала росту эффективности организаций за счет увеличения эффективности использования человеческих ресурсов.