Эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел

Искусство - это одна из форм общественного сознания, не­отъемлемая составная часть эстетической культуры человечества, специфический способ духовного освоения и познания эстетической сущности действительности общественным человеком. Являясь одной из форм общественного со­знания и социальной практики и имея своим главным содержанием, отражение и преобразование действительности, искусство обладает рядом особенностей, позволяющих отграничить его от всех других форм общественного сознания.

В отличие от науки, теоретически осваивающей мир, искусство осваивает мир эстетически, охватывая его целостно, во всем богатстве конкретных явлений и именно через их отражение постигает сущность предметов и явлений действительности и общественной жизни. В искусстве находят свое воплощение эстетические отношения обще­ства к реальному миру.

Искусство является единственной формой общественного сознания, отражающей действительность не посредством суждений и поня­тий, а в форме художественных образов. Художественное познание действительности в сочетании с художественной творческой деятельностыо, творчеством "по законам красоты" делают ис­кусство наиболее совершенным способом эстетического освоения че­ловеком мира. Причем сам термин "искусство" употребляется в двух значениях: как обозначение совокупности разнообразных видов искусства и как обозначение художественно-творческой деятельности, находящей свое выражение в создании произведений искусства.

Гегель подчеркивал, что «явление богаче закона». По­этому многообразный действительный мир как совокупность явлений не может быть отражен только наукой, которая, по сути, представля­ет собой конгломерат законов, систематизированных определенным образом и отражающих сущность явлений реальной дей­ствительности в более или менее «чистом» виде. В отличие от нау­ки искусство отражает действительность во всей ее целост­ности, во всем богатстве конкретных форм явлений, охватываемых не только мыслью, но и чувственной способностью человека, искус­ство также отражает сущность явлений действительности, но уже не напрямую, а опосредованно. По образному выражению Гегеля, в искусстве сущность явлений "просвечивает" сквозь ту художественную форму, через посредство которой действительность получает здесь свое воплощение.

Известны многочисленные попытки дать научное определение искусства. Не вдаваясь в их подробное изложение и оценку, мы мо­жем сказать, что, в конечном счете, все они сводились к двум основ­ным определениям - материалистическому и идеалистическому. Мате­риалистическое определение в его современной форме основывается на теории отражения, согласно которой в основе всякой сознательной человеческой деятельности лежит признание объективности внешнего мира и отражения его в человеческой голове. Следовательно, искусство есть отражение или образ объективно-реальной действите­льности в специфической художественной форме. Идеалистические же концепции искусства определяют его как субъективную деятельность человека, где главное - выражение единственного и неповторимого мира художника. Однако не следует понимать эту концепцию слишком упрощенно. Делая основной акцент на объект искусства, она учитывает также и специфически-творческую или субъективно-выразительную его сторону. ибо в искусстве, отражая реально существующий мир, художник одновременно и творит свой собственный мир. И не случайно одним из положений эстетической науки является формула: «Художник в своих произведениях создает мир, которого не было, но который должен был бы быть». И в этом «втором» мире громадную роль играет гений и талант художника, который и делает его искусством.

Тем не менее, главным содержанием искусства остается его спо­собность отражать общественную жизнь, в силу чего оно рассматривается, прежде всего, как форма общественного сознания, существующая наряду с другими формами - такими, как мораль, фило­софия, политика и т д. и отражающая все богатство человеческих взаимоотношений, идеалов, устремлений, чаяний - под специфически-эстетическим углом зрения.

Искусство с самых истоков своего возникновения было связано с общественной потребностью. Своим происхождением оно обязано труду, связь с которым сохраняется на протяжении всего его развития. Именно в трудовой деятельности человек осознавал ка­чества предметов и явлений, в процессе труда люди вступали в оп­ределенные общественные отношения друг с другом, на основе кото­рых развивалась и развивается духовная жизнь общества. В качестве одной из форм познания действительности человеком и закрепления результатов этого познания и возникло искусство. «Только благодаря труду, - писал Ф. Энгельс,…- человеческая рука достигла той высшей ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини»[2].

Правдиво отражая в конкретных образах богатство форм, красок, звуков природы, богатство человеческой жизни, искусство все пол­нее и глубже раскрывало перед человеком многообразие свойств объективной действительности. Обрабатывая в художественной форме дос­тавляемый природой материал и выявляя его эстетические качества, искусство совершенствовало ощущения и восприятия, формировало эс­тетическое чувство человека и способствовало его развитию. Разнообразием отражаемых сторон жизни, многогранностью эстетических связей человека и действительности, словом, всей полнотой его эстетической культуры было обусловлено появление и развитие различных видов искусства, таких как художественная ли­тература, изобразительные искусства, музыка, театр, архитектура, декоративно-прикладное искусство и др.

Искусство теснейшим образом связано со всеми другими форма­ми общественного сознания, оно имеет громадное влияние на общест­венную идеологию и социальную психологию. В ярких, конкретных, эмоционально насыщенных образах оно отражает все формы обществен­ных отношений, изучаемые различными общественными науками: поли­тические, юридические, нравственные, экономические и т.д. Раскрытие бытия определенных социальных сил и коллизий происхо­дит в искусстве как путем их непосредственного изображения в яр­ких картинах, живописующих жизнь людей той или иной эпохи, так и путем выражения идеалов, взглядов и принципов людей, их интере­сов, чувств и страстей.

Чрезвычайно важно рассмотреть взаимосвязь искусства и фило­софии, которые обладают определенной общностью с точки зрения своей социальной значимости. Философия и искусство, взаимно дополняя и обогащая друг друга, выступают как фор­мы целостного духовного освоения действительности человеком. Художественное творчество находит в философии концептуальные ориентации, философия в искусстве - выражение действительности, схваченной в ее живом, непосредственном течении.

Взаимное тяготение философии и искусства друг к другу обус­ловлено определенной общностью самого предмета их интересов. В центре художественных и философских исканий всегда был и продол­жает оставаться человек, его судьба, его место в жизни, его на­значение, смысл человеческого бытия. Произведения выдающихся писателей и художников дают не только художественную историю эпохи, но и выражают философию этой эпохи.

Другим таким фактором является определенная общность в самом способе освоения ими действительности. Как философия, так и искусство (единственные из форм общественного сознания) осваива­ют мир как целостность. И не случайно Маркс обращался к Шекспиру, Энгельс - к Бальзаку, Ленин - к Толстому, ибо в их творчестве они находили концепцию идей и судеб времени. Подобное же обращение к классикам мирового искусства для более углубленного выражения своих идей можно найти практически у любого крупного политического деятеля или же у ученого, работающего в области политической философии. Мировоззренческая концепция личности всегда выступала одним из центральных факторов художественного творчества. И в то же время она всегда являлась главным содержанием всякой философской мысли.

Однако, несмотря на известную общность с другими формами об­щественного сознания, искусство обладает своей специфической сущ­ностью, которая определяется как эстетическая сущность искусства и которая отличает искусство от всех других форм общественного сознания, составляет его качественное своеобразие и его относите­льную самостоятельность в ряду других форм сознания. Раскрытие эстетической сущности искусства невозможно без анализа его основ­ных функций, ибо она проявляется и, более того, является специфи­ческим содержанием каждой из этих функций. Причем сразу следует отметить, что практически любая из функций искусства присуща и другим формам человеческой жизнедеятельности и что, следовательно, отличие искусства от этих других форм заключается не в наличии той или иной функции, а в специфически-эстетическом ее характере.

а) Коммуникативная функция искусства. Коммуникативность ис­кусства заключается в том, что каждое произведение искусства осу­ществляет свою задачу только в процессе восприятия содержащейся в нем эстетической информации зрителем. Если этого не происходит, если зритель не испытывает порождаемой ей эстетического наслаждения, то мы имеем все основания утверждать, что в данном случае "искусство не состоялось". Без восприятия зрителем эстетического содержания произведения ис­кусства перед ним - всего лишь бессмысленное (по крайней мере, эс­тетически бессмысленное) сочетание линий, цветов, звуков, символов и т.д. Следует добавить к сказанному, что подобное происходит вследствие двух основных причин: либо данное произведение создано бездарным автором, либо мы имеем дело со зрителем, не обладающим достаточно развитым художественным вкусом.

Благодаря искусству происходит коммуникация определенных знаний и эмоций и, следовательно, воспринимая художественное произведение, мы приобретаем определенные сведения, причем (и это одна из специфических особенностей искусства), это познание происходит в яркой эмоциона­льной форме, вызывает эстетическое переживание и доставляет нам эстетическое наслаждение. Но поскольку познание и переживание, эмоциональная реакция связана и с другими формами человеческой жизнедеятельности, то справедливо заключить, что мы имеем дело с особой формой познания - с художественнымпознанием и с эмоцио­нальностью особого рода, которая по существующей терминологии но­сит название эстетического чувства.

И здесь нам приходится подчеркнуть одно из важнейших усло­вий существования искусства - его специфический язык. Только ов­ладев этим языком, человек в состоянии создать произведение ис­кусства и вложить в него определенную эстетическую информацию (если он художник) или же воспринять эту информацию (если он чи­татель, слушатель или зритель). Все, что заключено в художествен­ных произведениях - новые знания, новые переживания, новые оцен­ки, новые волевые импульсы, становятся нам доступными только при условии, что мы умеем расши­фровать и усвоить ту художественную информацию, которая содержит­ся в специфических образных знаках искусства: рифмах, аллитераци­ях, метафорах, линиях, цветовых сочетаниях, ритмах, мелодиях, жестах, позах, монументальных формосочетаниях и т.д. Иными слова­ми, между знанием специфического языка того или иного вида искус­ства и количеством получаемой зрителем из него эстетической ин­формации существует прямая взаимосвязь.

В этом смысле искусство как средство духовного общения людей имеет целый ряд особенностей по сравнению с другими формами обще­ственного сознания, которые используют для этого обычный литера­турный язык, хотя и включают в него определенную терминологию, присущую явлениям, которые отражены в той или иной форме: мо­рали, религии, философии, праве и т.п.

Во-первых, язык искусства универсален в том смысле, что он преодолевает ограниченность возможностей того или иного национального языка и способен восприниматься практически всеми людьми, независимо от их национальной принадлежности (разумеется, кроме литературы).

Во-вторых, универсальность языка искусства состоит в том, что он способен передавать не только сведения о тех или иных яв­лениях, но также и эмоции людей, более того, заражать этими эмоциями, придавать передаваемым сведениям яркую эмоциональную окрашенность, соединять интеллектуальное познание с чувственным познани­ем. Поэтому активность искусства как средства общения неизмеримо выше, чем активность всех других форм познания.

В-третьих, в искусстве интеллектуальное познание тесно пере­плетено с познанием интуитивным, т.е. с познанием непосредственным, вùдением явлений действительности в их целостности и конкретности, во всех их основных взаимосвязях, во всем богатстве их сторон. Иными словами, именно благодаря интуиции мы воспринимаем явления в их живой плоти и крови, а не как некую логически систематизиро­ванную структуру принципов, законов и понятий.

Непосредственность, интуитивность искусства ясно видна хотя бы из того, что за всю историю своего существования человечество так и не сумело выработать неких "точных критериев", благодаря которым можно было бы с абсолютной точностью, "научным путем" опре­делить подлинную художественность произведения. Не существует ни одного формального признака, который позволил бы сказать, что вот такое-то произведение - подлинное искусство, а вот это - про­сто ремесленническая поделка. Да и сам художественный вкус вырабатывается, прежде всего, и главным образом от широкого и разносто­роннего знания самих произведений искусства, т.е. непосредственным, интуитивным путем, хотя, естественно, искусствоведческое знание опирается и на определенные теоретические концепции.

Такая "непостижимость" искусства, невозможность его осозна­ния исключительно теоретическим путем, при помощи науки была под­мечена еще Платоном, который утверждал, что "искусство трудно", французские романтики определяли искусство как нечто "невыразимое словами", а по-русски это лучше всего выразил наш великий художник Карл Брюллов, который весь секрет искусства видел в "чуть-чуть". Чуть-чуть не тот цвет, не тот нюанс, не то слово, не тот звук и искусство исчезает - подобно тому, как в кино, когда чуть-чуть сдвигается объектив, мы начинаем видеть вместо живых картин ка­кие-то размытые пятна.

Итак, мы с полным основанием можем утверждать, что наука и искусство являются двумя различными формами познания и мышления - художественно-образного и понятийного, обладающими определенны­ми общими чертами, но также и характеризующимися безусловной спецификой. Эти две формы познания неверно противопоставлять друг дру­гу, как, скажем, мышление рассудочное и творческую фанта­зию. Это подметил еще Белинский: "Как не дробите жизнь, она всег­да едина и цельна. Говорят: для науки нужен ум и рассудок, для творчества - фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто. А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фантазии?"[3].

Точно так же неверным было бы представлять, будто сфера на­уки - мысль, а сфера искусства - чувство. Великие мастера искус­ства не уставали говорить о ценности и значимости мысли в художественном произведении. Очень интересно осветил этот вопрос англий­ский поэт Уильям Вордсворт, когда писал о своих "Лирических бал­ладах: "Поэмы в этих томах отличаются... тем, что каждая из них имеет частную мысль. Не то, чтобы я, принимаясь писать их, имел пе­ред собой определенную, ясно сформулированную цель, но привычки мысли, по всей вероятности, направляли и регулировали мои чувства таким образом, что в моих описаниях предметов, вызывавших эти чувства, наверно, сказалось намерение… Ибо настоящая поэзия есть самопроизвольный поток могущественнейших чувств; и при всей справед­ливости этого положения, поэмы, имеющие хоть какую-нибудь ценность, на какие бы разноообразные темы ни были они написаны, писались только людьми, которые, обладая усиленной чуткостью организма, при этом долго и глубоко думали. Ибо наши чувства изменяются и направляются нашими мыслями".

Точно так же очень условно и разделение науки и искусства по признаку оперирования образами и понятиями. На это прямо, напри­мер, указывает Салтыков-Щедрин, когда пишет: "Издавна принято ви­деть в литературе не что иное, как выражение понятий, стремлений и верований той общественной среды, в которой она живет и дейст­вует"[4]. Это же отмечает и Плеханов: "Искусство начинается тогда, когда человек снова вызывает в себе чувства и мысли, испы­танные им под влиянием окружающей его действительности и придает им известное образное выражение"[5]. Словом, когда мы говорим о специфических сторонах искусства, то говоря о его "образности", "эмоциональности" и т.д. следует не абсолютизировать эти ка­чества и не считать их принадлежащими исключительно искусству, но выделять их как те качества, которые здесь особенно акцентиру­ются, являются "преимущественной" характеристикой, несут на себе большую смысловую нагрузку. Иными словами, все стороны познания тесно диалектически переплетены и взаимосвязаны как в науке, так и в искусстве, однако эта связь, соотношения различных сторон познания в каждом случае носят различный характер.

Все дело в том, что в основе, как художественного образа, так и научного понятия лежит сама действительность, различные стороны которой по-разному осмысливаются и переживаются человеком и выражаются соответственно по-разному средствами искусства и науки. Вùде­ние художника и ученого разнится с самого начала в том, что, вос­принимая один и тот же предмет, они рассматривают его как бы "с разных сторон". Изучая, например, березу, ученый-лесовод опреде­лит ее возраст, сорт, качество и т.д. и соответственно степень ее практической полезности в промышленном отношении. Что касает­ся поэта, то он воспринимает ее в соотношении с идеалом прекрас­ного и покажет нам те лирические чувства и ассоциации, которые при этом возникают, скажем, например, так, как это делает Сергей Есенин в стихотворении "С добрым утром!":

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

Вообще же говоря, если брать не отдельное впечатление или отражение отдельного факта, а все произведение (как науки, так и искусства) и рассматривать его как целостный развернутый об­раз или понятие, то следует подчеркнуть, что как художественный образ, так и научное понятие есть результат длительного процесса творческого мышления - научного или художественного.

Как в образе, так и в понятии путем обобщения человек выде­ляет наиболее существенные общие стороны вещей. Ценность, как того, так и другого определяется тем, насколько они типичны, насколько умело в них "увиде­но" и выделено существенное, присущее целому ряду вещей и явлений. И чем шире круг предметов и процессов охватывается данным образом или понятием - тем большей ценностью и значимостью они обладают, тем более типичными они являются, и в этом, безусловно, их общая сторона.

Что же касается их различия, то художествен­ное творчество обеспечивается культу­рой образного мышления, оперирующего вымышленными персонажами и событиями, носящего ярко выраженный интуи­тивный характер, насыщенного эмоциями и рассматривающего действи­тельность в соотнесении с эстетическими идеалами эпохи, точнее, через призму этих идеалов. Научное мышление, в свою очередь, опе­рирует только достоверными фактами и событиями, излагает их пре­дельно точным языком и выстраивает определенную теорию или кон­цепцию строго логическим путем.

Художественные идеи выражаются образным путем, тогда как идеи научные носят понятийный характер. Но хотя в искусст­ве мы воспринимаем идеи посредством художественных образов, логическое мышление и научно определяемые понятия как бы скрываются в подтексте, оказывая самое серьезное воздействие на весь процесс художественного творчества и художественного восприятия, тогда как в науке мы наблюдаем обратное явление. Таким образом, как наука, так и искусство представляют собой разные формы, по­жалуй, даже разные грани познания действительности, посредством которого мы раскрываем ее истинную сущность, ее истинное содержание и посредством которого мы овладеваем этой действительностью и получаем возможность ее преобразования в соответствии с целями и идеалами общественного прогресса.

На основании вышесказанного можно утверждать, что человек, плохо образованный в области искусства, или же еще хуже, не понимающий значения искусства для познания окружающий нас действительности, является человеком ущербным, неполноценным, ибо значительная ее часть остается ему неведомой, а его собственное духовное содержание является в значительной мере слепым и глухим. И особенно это пагубно для сотрудника милиции, ибо, как мы указывали выше, главным содержанием искусства является человек, который в то же время является основным объектом деятельности сотрудника правоохранительных органов. Обладать ущербным знанием в этой области – неизбежный признак профессиональной некомпетентности.

б) Эвристическая функция искусства. По очень точному опреде­лению Маяковского, "поэзия вся - езда в незнаемое". Именно эта характернейшая сторона искусства определяется тем, что творчество, творческий процесс, творческий характер эстети­ческой деятельности (даже процесс зрительского восприятия неизбе­жно является "сотворчеством"), творческий поиск и, наконец, от­крытие, отражение в произведениях каких-то новых, доселе неведо­мых сторон социальной действительности, человеческих отношений, целей, стремлений, идей и чувств - являются главнейшим элементом искусства. Именно этот аспект искусства получил название "эврис­тического" (от греческого слова "Эврика" - "Нашел"). Эта особен­ность искусства в очень большой степени связана с интуитивной стороной художественного творчества, благодаря которой многие стороны социальной действительности и человеческих отношений, не будучи еще достаточно явно осознаны обществом, "ухватываются" искусством, которое показывает их в более "проявленном" виде, очень часто давая им первое объяснение, после чего они становятся достоянием общественного сознания, осмысливаются, анализируются и получают точную характе­ристику посредством науки.

О постижении искусством еще неосознаваемых явлений говорил Маркс, имея в виду мифологию, которую он понимал как "природу и общественные отношения, уже - переработанные бессознательно-ху­дожественным образом народной фантазией"[6]. Этим же Маркс хотел подчеркнуть, что всякое преобразование, как природы, так и общест­венных отношений выступает сначала как неосознаваемое постижение социальной необходимости, улавливаемой искусством и только впос­ледствии переходящей из него в осознаваемую область, в научное знание.

Именно в таком интуитивном отражении еще не осознанных обществом взаимосвязей, в предвосхищении им будущих форм взаимоотношений между людьми, в свою очередь, отражающих экономическое развитие общества, его материальную базу, заключе­на причина того, что искусство отражаеттенденции развития общества. Искусство - это индикатор общественных отношений, еще недостаточно осознанных обществом, это барометр, показывающий будущий характер этих отношений. Однако искусство – это не пассивный инструмент, только отражающий события, но оно само активно воздействует на общество, оно формирует сознание этого общества, оно выносит приговор старому, отживающему, оно не только провозглашает новые формы, но стимулирует борьбу за те новые идеалы, которые оно выдвигает и именно силой воздействия искусства поднимаются и вызываются из инертного состояния молодые, свежие, прогрессивные силы, претворяющие на практике эти идеалы в жизнь.

в) Гедонистическая функция искусства. 6 Одним из замечательных свойств искусства является его способность вызывать у человека эстетическое переживание, доставлять ему эстетическое наслаждение и воспитывать его эстетическое чувство. Именно благодаря этой способности искусство является, в частности, одной из предпочтительных форм досуга. Произведение искусства, лишенное этого притягательного «магнита», оказывается и неинтересным и ненужным. Образно говоря, это именно тот крючок, заглатывая который, читатель, слушатель или зритель поглощает и ту необходимую эстетическую информацию, которая содержится в данном произведении искусства.

Эстетическое наслаждение, порождаемое произведением искусства, не только позволяет усвоить его познавательное и идейное содержание, но и формирует творческие способности человека, повышает его творческий потенциал. Более того, оно оказывается и общественно полезным, ибо пробуждает у человека стремление творить «по законам красоты». И такую способность, в той или иной степени, способен обрести каждый человек, стремящийся развить в себе стремление понимать искусство и любить его.

Необходимо сказать и о том, что если человек ищет в искусстве только удовольствия и наслаждения, рассматривает его не как могучее средство овладения окружающей его действительностью, а как некое средство развлечения и «убивания свободного времени», то он навсегда останется лишенным подлинного наслаждения искусством, ибо объем воспринятой им «эстетической» информации будет настолько нищ и убог, что подлинная красота искусства навсегда останется для него тайной за семью печатями.

г) Помимо принципов мировоззрения и ценностных ориентаций искусство воспитывает у человека эстетический вкус. Но не следует по­нимать вкус просто как способность правильно понимать и оценивать произведения искусства - такое истолкование вкуса имеет слишком узкий смысл. На самом деле развитый эстети­ческий вкус имеет универсальный характер: он служит всякой форме человеческой жизнедеятельности и особенно жизнедеятельности творческой.

"Человек по натуре своей художник, - писал М. Горький, - Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту". Искусство как никакой другой феномен социальной жизни учит образно мыслить и вносить элемент творчества, артистизма в любую чело­веческую деятельность. Эстетический вкус, развитый восприятием произведений искусства, обращается затем не только и не столько на искусство, но на весь остальной мир, позволяет человеку видеть его не с узко индивидуальной, ограниченной точки зрения, а с точки зрения достигнутых высот человеческой культуры. Высокоразвитый вкус вырабатывает у человека критерий красоты и безобразия. Наличие этого критерия ведет к тому, что всякое явление вызывает у человека непосредственную, почти мгновенную по­ложительную или отрицательную реакцию - еще до его тщательного изуче­ния. Поэтому развитый эстетический вкус позволяет человеку правильно ориентироваться в мире человеческой культуры, в челове­ческих отношениях, в отношениях человека к вещам, в нахождении правильных путей для решения той или иной ситуационной коллизии, позволяет ему правильно и точно ощутить объективные закономернос­ти, определяющие сущность вещей и явлений.

Характерным примером такого рода является создание купола собора Святого Петра в Риме, которое было выполнено Микеланджело. В тот период (около 500 лет назад) инженерные науки были развиты сравнительно слабо и, не будучи в состоянии воспользоваться инже­нерной мыслью, Микеланджело вычертил формы этого купола, руковод­ствуясь исключительно эстетическими соображениями. Когда много лет спустя оказалось возможным произвести технические расчеты ку­пола, то выяснилось, что Микеланджело создал конструкцию, идеа­льную в инженерном отношении.

Наоборот, человек начисто лишенный такой способности, оказы­вается в известной степени слепым, незрячим и часто попадает впросак. Он просто не видит тех "знаков", которые на лице людей и событий читает человек с развитым вкусом, с развитым чувством красоты. Неразвитый эстетически человек видит явления только в их "одномерности", формализованной в некоторой совокупности догм, принципов, усвоенных им из учебников, инструкций, директив и пр. Реальной жизни - во всей ее полноте, красочности и сложности он увидеть не в состоянии. Увидеть общую закономерность в отдельном факте, понять этот факт как проявление некоторого закона - в этом и состоит искусство не только всякого подлинного художника, но и всякого творчески работающего и мыслящего человека - каков бы ни был характер его работы и какой бы пост он ни занимал. Думается, что нет необходимости подчеркивать, что данное качество крайне необходимо для сотрудника органов внутренних дел, постоянно работающему в сфере нестандартных ситуаций и ситуаций риска.

д) Воспитательная функция искусства, вытекает из всех пре­дыдущих, ибо всякое знание как действительных явлений и человеческих отношений, так и тенденции их развития оказывает решающее воздействие на формирование основополагающих принципов мировоз­зрения личности, той или иной системы ценностей, т.е. критериев оценки социальных явлений и характера отношений, существующих между людьми.

Свое мировоззрение, свою собственную систему ценностей соз­дает каждый человек. При этом он усваивает определенные принципы, присущие его эпохе и его социальному окружению, - в очень большой степени через посредство общественных наук, но более непосредственно и явно - через свой жизненный опыт и через опыт тех людей, жизненные коллизии которых становятся ему более или менее известны. В этом смысле искусство расширяет жизненный опыт личности тысячекратно. В художественных произведениях поистине аккумулирован жизненный опыт тысяч и тысяч людей. Кроме того, искусство обладает совершенно уникальным свойством: благодаря образности, целостности изложения, его яркой эмоциональной окраске прочтенное, увиденное, услышанное воспринимается человеком как свое собственное, как пережитое.

"Вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и оста­ется", - заметил по этому поводу Э. Хемингуэй. Таким образом, искус­ство позволяет нам пережить многие чужие жизни как свою и приобретенный опыт сделать как бы фактом своей биографии. И более того - искусство раскрывает перед человеком те сферы и те явления, которые человеку самостоятельно, в своем собственном жизненном опыте ни­когда не удалось бы познать. Следовательно, искусство не только количественно расширяет, увеличивает этот опыт, но поднимает его на такую высоту, с которой он может обозреть все основные устои социального мироздания, увидеть «всю жизнь», «всего человечества» на протяжении «всех эпох».

Благодаря искусству читатель, зритель, слушатель начинают видеть мир глазами художника и относиться к нему так, как это делает художник. Но и сам художник, в свою очередь, если это подлинно великий художник выражает в своих произведениях не только и не столько себя самого, сколько самые существен­ные цели и идеалы эпохи, является рупором общественных идей, про­водником общественных интересов, выразителем тенденций обществен­ного прогресса. Поэтому искусство оказывается орудием общественного воспитаниялюдей, формирует их умы и души в таком плане, который вызывается общественной потребностью, диктуется социаль­ной необходимостью, обладает определенной социальной направлен­ностью.

Искусство играет громадную роль в формировании и развитии социальной активности личности. Как известно, наиболее общее, со­вершенное, «высшее» представление о той или иной сфере человечес­кой жизнедеятельности, о той или иной форме человеческих отноше­ний воплощается в определенных политических, нравственных, гума­нистических идеалах, образующих в своей совокупности общественный идеал эпохи. Общественный идеал может выражаться раз­личными формами человеческой мысли, но наиболее ярко, целостно и наглядно он воплощается в произведениях искусства. Выше говори­лось, что главная сущность эстетической деятельности, искусства заключается в том, что это творчество "по законам красоты". Идеал есть совершенство, но раз­ве совершенство не есть непременное условие прекрасного? Идеал есть гармоническая взаимосвязь целого и всех его компонентов - и это тоже незыблемый принцип искусства. Наконец, идеал устремлен в будущее, но и это непременная черта всякого большого искусства. Всякий идеал прекрасен - это настолько очевидная истина, что она стала банальностью.

А теперь зададимся вопросом: какое же все-таки воздействие оказывает искусство на профессиональную, практическую деятельность личности? И, в частности, на служебную деятельность сотрудника правоохранительных органов – прежде всего милиции? Для чего сотруднику милиции следует быть эстетически образованным? Почему сегодня культурно-эстетическая воспитанность сотрудника, наряду с нравственной воспитанностью, считается одним из профессиональных важнейших качеств?

Прежде всего, потому, что здесь действуют те же закономерности, как и в других средствах общественного производства. Характерным явлением, можно сказать, одной из основных доминант современной практической деятельности является постоянное изменение и усложнение как управленческого труда, так и труда на исполнительском уровне. Причин здесь много, но главные из них – радикальное реформирование государственно-правовой системы, появление новых приоритетов как на служебном, так и на бытовом уровне, внедрение электронно-вычислительной техники и ряд других. При этом от работника, особенно на низшем исполнительском уровне, все менее требуется узкая специализация, строго исполнительская дисциплина (основные процессы, поддающиеся формализации, берет на себя компьютер), но главным образом умение так организовать исполнение своих обязанностей, чтобы эта деятельность способствовала получению максимального эффекта. Это выдвигает совершенно иные требования к подготовке и формированию кадров: "исправный служака" настоятельно вытесняется специалистом с развитым творческим мышлением, способным к деловой, целесообразной организации своего труда. Таким образом, способность к творческому мышлению делается важнейшим определяющим критерием служебно-производственной деятельности работника.

Указанное обстоятельство является одним из коренных факторов, определяющих сущность образования на любых уровнях. И если первой заповедью системы образования является: "Школа должна быть теснейшим образом связана с жизнью", то следующей заповедью проходящей сверху донизу сквозь всю систему образования, является положение: "школа должна учить мыслить". Сегодня это положение приобрело остроактуальное значение.

И здесь надлежит вспомнить, что в развитии мышления, и, прежде всего способности творческого мышления, огромную, даже, пожалуй, исключительную роль играет искусство. Сила искусства и, соответственно, эстетического воспитания заключается в том, что оно учит не только мыслить, но и вносить элемент творчества в любую человеческую деятельность. Непременным требованием искусства, как уже отмечалось, является раскрытие новых, еще непознанных, но уже формирующихся явлений и закономерностей в явлениях действительности. В этом смысле всякое художественное произведение можно рассматривать как практическое упражнение в развитии у личности умения раскрытия новых, доселе непознанных принципов, законов, связей реальной действительности.

Формируя универсальную способность вкуса, искусство развивает культуру воображения личности, интуитивного постижения законосообразности, сущности явлений, переосмысления постулатов и установок мировоззрения, лежащих в основе взглядов и убеждений личности – словом, всего того, что составляет необходимые условия формирования способности не стандартного, но творческого осмысления социальной и природной действительности и основополагающих принципов служебной деятельности. И это свойство искусства, благодаря силе его эмоционального воздействия, ясности и простоте усвоения, массовости аудитории, не имеет себе равных в преобразовании формального, стереотипного, неразвитого мышления в творческое, продуктивное мышление, способное противостоять детерминации устаревших догм и воззрений, утерявших право на существование, и увидеть явления действительности в их подлинной сущности.

Показательны некоторые данные социологических исследований. Так, например, по данным профессора Ю.Фохт-Бабушкина, люди, регулярно общающиеся с искусством, в среднем имеют производительность труда выше на 10%. Среди них значительно реже встречаются люди безответственные, пытающиеся найти работу полегче, а заработок побольше. Они, как правило, творчески, инициативно относятся к своей работе, характеризуются более высокой дисциплинированностью, общественной активностью, способностью к принятию самостоятельных решений. В частности, это качество имеет огромное значение в служебной деятельности сотрудника милиции, которая изобилует (особенно в оперативных службах) нестандартными ситуациями. Конечно, слишком упрощенным было бы считать, что количество потребляемых художественных ценностей автоматически определяет профессиональную ценность сотрудника, но что такая взаимосвязь в принципе существует сегодня отрицать уже бессмысленно. И данное обстоятельство свидетельствует о том, что включение в характеристику сотрудника культурно-эстетических параметров имеет вполне рациональный, деловой смысл.

Рассматриваемая проблема имеет еще одну сторону, непосредственно связанную с критериями оценки тех или иных явлений с постепенным устранением из различных сфер общественной жизни строго регламентированных и общеобязательных правил по мере гуманизации и демократизации общественных отношений, в том числе и правовой регламентации. В этих условиях на первый план выступают гуманистические, в первую очередь, нравственные идеалы как наиболее высшее и совершенное представление о базовых принципах человеческих отношений (в том числе и в сфере служебной деятельности). И совершенно очевидно, что для постижения идеала в качестве определяющего критерия норм и правил социальной жизнедеятельности необходимо не формализованное, не стереотипное, а творческое, диалектическое мышление. Как уже указывалось, одним из наиболее эффективных методов формирования подобного мышления является эстетическое воспитание личности. Излишне говорить, насколько это важно для служебной деятельности сотрудника милиции, являющегося для граждан представителем, можно даже сказать, первой инстанцией государства.

В условиях постепенного умаления строгой нормативности поведения личности нравственность, как уже говорилось, постепенно замещает право. И здесь возникает проблема правильного нравственного выбора, особенно в нетипичных, тем более в экстремальных ситуациях. И одна из главных трудностей при этом заключается в том, что в таких случаях зачастую происходит конфликт общепринятых нравственных норм с интересами общества и самой личности, что вынуждает личность, сообразуясь с собственными нравственными воззрениями, выбирать, чему отдать предпочтение.

И здесь опять-таки неоценимую помощь может оказать искусство. Ибо если искусство, эстетическое воспитание рассматривать сквозь призму профессиональных и личностных качеств сотрудника, то необходимо прежде всего вспомнить, что искусство - это эффективное средство формирования и развития нравственных устоев личности. И не случайно, когда заходит речь о нравственном воспитании, сразу же вслед за этим встает вопрос о воспитании эстетическом. Искусство – великий воспитатель, в том числе и воспитатель нравственности. Конечно, главным воспитателем остается жизненный и профессиональный опыт сотрудника, но при всем том необходимо заметить, что, что личный опыт человека узок, ограничен, субъективен. И лишь искусство, в произведениях которого аккумулируется нравственный опыт всех времен и народов, соединенный с высшими духовными идеалами, и через них получающий наиболее правильную оценку, дает нам всестороннее представление о нравственности. Причем этот опыт преподносится не умозрительно, не дидактически наставительно, но проходит через наше сердце, через яркое эмоциональное переживание и именно поэтому остается в нашей душе как свой собственный.

И, наконец, искусство оказывает громадное влияние на формирование эмоционально-чувственной сферы личности, на развитие культуры чувств, способности реагировать на окружающие явления не только разумом, но и сердцем, учит людей сочувствию, то есть способности к состраданию, сопереживанию, содействию – всему тому, что делает человека подлинно человечным. Благодаря искусству в душе человека происходит замещение чувств низких, менее добрых, менее нужных для блага людей чувствами высшими, более нужными для этого блага. Чрезвычайно важное значение это качество имеет для сотрудника милиции, ибо ему очень часто приходится иметь дело с людьми, попавшими в беду. От умения проявить к такому человеку искреннее сочувствие зависит и качество его служебной деятельности, и авторитет милиции в целом, что, в конечном счете, оборачивается и помощью населения милиции, то есть имеет прямой практический смысл.

Сказанное позволяет сделать следующий вывод: эстетическое воспитание – это школа, формирующая как профессионала, так и личность в целом. Сущность этой школы заключается в целенаправленном и систематическом воздействии на духовные потребности личности. Школой гражданственности, школой нравственности, школой знания жизни – вот чем должна быть работа в области эстетического воспитания. И в этой школе нужно не "проводить мероприятия", а целеустремленно, содержательно и методически правильно учиться. Должным образом организованная работа по эстетическому воспитанию вырабатывает у сотрудника ряд необходимых служебных и личностных качеств, формирует у него сознание общественной значимости своей работы, гуманизирует его воззрения и деятельность.

Подводя итог вышеизложенному, можно с полным основанием утверждать, что специфика искусства проявляется в том, что оно развивает не только частные, только "специфические", но универсальные человеческие способности. Оно формирует и развивает сферу как чувственного, так и интеллектуа­льного отношения человека к действительности в их органичной целост­ности, и его воздействие имеет место в любой сфере человеческой дея­тельности и познания - и в науке, и в политике, и в труде, и в быту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: